МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодежи Республики Крым Сакский муниципальный район МБОУ "Вересаевская средняя школа" РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Литвинова Н.Ф. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Минина К. А. «30» августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Вересаевская средняя школа» от 31.08.2023 г. № 225 ________ Загарина Я.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИНФОРМАТИКА» (базовый уровень) для обучающихся 11 класса (Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №370) Вересаево, 2023 г. Результаты обучения В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны знать/понимать: • связь между информацией и знаниями человека; • что такое информационные процессы; • какие существуют носители информации; • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. • правила техники безопасности и при работе на компьютере; • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW; • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические); • что такое электронная таблица и табличный процессор; • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу; • графические возможности табличного процессора; • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система; • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; • что такое логическая величина, логическое выражение; • что такое логические операции, как они выполняются; • в чем состоят основные свойства алгоритма; 1 • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод; • основные виды и типы величин; • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция; • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале; • последовательность выполнения программы в системе программирования; • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; • в чем состоит проблема информационной безопасности. основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации уметь: • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. • включать и выключать компьютер; • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; • инициализировать выполнение программ из программных файлов; • просматривать на экране каталог диска; • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; • использовать антивирусные программы. • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; • работать с одной из программ-архиваторов; • приводить примеры натурных и информационных моделей; • ориентироваться в таблично организованной информации; • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку; 2 • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; создавать электронную таблицу для несложных расчетов; открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД, сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД; создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД; пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы; работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; составлять несложные программы обработки двумерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования; регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов. Содержание учебного предмета 11 класс (34 часа) Тема 1. Системный анализ – 2 часа (1+1) Учащиеся должны знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем - что такое «системный подход» в науке и практике - модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель - использование графов для описания структур систем Учащиеся должны уметь: 3 - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. П.р. № 1 «Модели систем» Тема 2. Базы данных – 7 часов (1+6) Учащиеся должны знать: - что такое база данных (БД) - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ - определение и назначение СУБД - основы организации многотабличной БД - что такое схема БД - что такое целостность данных - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД - структуру команды запроса на выборку данных из БД - организацию запроса на выборку в многотабличной БД - основные логические операции, используемые в запросах - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов Учащиеся должны уметь: - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД - реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов - реализовывать запросы со сложными условиями выборки П.р. № 2 «Знакомство с СУБД» П.р. № 3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»» П.р. № 4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)» П.р. № 5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» П.р. № 6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»» П.р. № 7 «Создание отчета» Тема 3. Организация и услуги Интернет – 5 часов (1+4) Учащиеся должны знать: - назначение коммуникационных служб Интернета - назначение информационных служб Интернета 4 - что такое прикладные протоколы - основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес - что такое поисковый каталог: организация, назначение - что такое поисковый указатель: организация, назначение Учащиеся должны уметь: - работать с электронной почтой - извлекать данные из файловых архивов - осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. П.р. № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» П.р. № 9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц» П.р. № 10 «Интернет. Сохранение загруженных web -страниц П.р. № 11 «Интернет. Работа с поисковыми системами» Тема 4. Основы сайтостроения – 5 часов (1+4) Учащиеся должны знать: - какие существуют средства для создания web-страниц - в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт Учащиеся должны уметь: - создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов П.р. № 12 «Разработка сайта «Моя семья»» П.р. № 13 «Разработка сайта «Животный мир»» П.р. № 14 «Разработка сайта «Наш класс»» Тема 5. Компьютерное информационное моделирование – 2 часа (1+1) Учащиеся должны знать: - понятие модели - понятие информационной модели - этапы построения компьютерной информационной модели П.р. № 15 «Получение регрессионных моделей» Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами Учащиеся должны знать: 5 - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины - что такое математическая модель - формы представления зависимостей между величинами Учащиеся должны уметь - с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами Тема 7. Модели статистического прогнозирования -2 часа (1+1) Учащиеся должны знать: - для решения каких практических задач используется статистика; - что такое регрессионная модель - как происходит прогнозирование по регрессионной модели Учащиеся должны уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели П.р. № 16 «Прогнозирование» Тема 8. Модели корреляционной зависимости- 3 часа (1+2) Учащиеся должны знать: - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа Учащиеся должны уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel) П.р. № 17 «Расчет корреляционных зависимостей» Тема 9 . Модели оптимального планирования – 3 часа (1+2) Учащиеся должны знать: - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана 6 - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования Учащиеся должны уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в табличном процессоре) Проект № 3 для самостоятельного выполнения. Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей Проект № 4 для самостоятельного выполнения. Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» Проект № 5 для самостоятельного выполнения. Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование Тема 10. Информационное общество – 1 час Учащиеся должны знать: - что такое информационные ресурсы общества - из чего складывается рынок информационных ресурсов - что относится к информационным услугам - в чем состоят основные черты информационного общества - причины информационного кризиса и пути его преодоления - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества Тема 11. Информационное право и безопасность -1 час Учащиеся должны знать: - основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации Учащиеся должны уметь: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА» Тема (раздел учебника) ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ Всего часов 9 ч. Теори я 1. Системный анализ (§1-4) 2 1 2. Базы данных (§5-9) 7 1 Проект № 1 для самостоятельного выполнения. Проектные задания по системологии Проект № 2 для самостоятельного выполнения. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных ИНТЕРНЕТ 3. Организация и услуги Интернет ( §10-12) Практика (номер работы) 1 (Работа 1.1) П.р. № 1 «Модели систем» 6 (Работы 1.3,1.4, 1,6, 1.7, 1.8, 1.9) П.р. № 2 «Знакомство с СУБД» П.р. № 3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»» П.р. № 4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)» П.р. № 5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» П.р. № 6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»» П.р. № 7 «Создание отчета» Работа 1.2. Проектные задания по системологии Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных 10 ч. 5 1 4 (Работы 2.1-2.4) 8 П.р. № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями» П.р. № 9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр webстраниц» П.р. № 10 «Интернет. Сохранение загруженных web страниц П.р. № 11 «Интернет. Работа с поисковыми системами» Контрольная работа № 1 4. Основы сайтостроения ( §13-15) 1ч 5 2 11 ч. 1 2 1 1 7. Модели статистического прогнозирования (§18) 2 1 8. Моделирование корреляционных зависимостей ( §19) 3 1 9. Модели оптимального планирования ( §20) 3 1 Проект для самостоятельного выполнения ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 5. Компьютерное информационное моделирование ( §16) 6. Моделирование зависимостей между величинами ( §17) 3 (Работы 2.5-2.7) П.р. № 12 «Разработка сайта «Моя семья»» П.р. № 13 «Разработка сайта «Животный мир»» П.р. № 14 «Разработка сайта «Наш класс»» Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов 1 (Работа 3.1) П.р. № 15 «Получение регрессионных моделей» 1 (Работа 3.2) П.р. № 16 «Прогнозирование» 2 (Работа 3.4) П.р. № 17 «Расчет корреляционных зависимостей» 2 (Работа 3.6) П.р. № 18 «Решение задачи 9 оптимального планирования» Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» 1ч Проект № 3 для самостоятельного выполнения Проект № 4 для самостоятельного выполнения Проект № 5 для самостоятельного выполнения Контрольная работа № 2 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 10. Информационное общество §21-22 11. Информационное право и безопасность §23-24 Всего: 2 ч. 1 1 34 ч. 1 2 10 11