Информатика 11 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Литвинова Н.Ф.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К. А.
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. № 225
________ Загарина Я.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ИНФОРМАТИКА»
(базовый уровень)
для обучающихся 11 класса
(Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
г. №370)
Вересаево, 2023 г.

Результаты обучения
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны
знать/понимать:
• связь между информацией и знаниями человека;
• что такое информационные процессы;
• какие существуют носители информации;
• функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
• как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
• что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
• правила техники безопасности и при работе на компьютере;
• состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
• основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
• назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов,
протоколов;
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
• что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;
• что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
• какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
• графические возможности табличного процессора;
• что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
• что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
• структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
• что такое логические операции, как они выполняются;
• в чем состоят основные свойства алгоритма;
1

• способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
• назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и
сборочный (библиотечный) метод;
• основные виды и типы величин;
• назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
• правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
• последовательность выполнения программы в системе программирования;
• основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
• в чем состоит проблема информационной безопасности.
основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
уметь:
• приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
• пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
• включать и выключать компьютер;
• ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
• инициализировать выполнение программ из программных файлов;
• просматривать на экране каталог диска;
• выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
• использовать антивирусные программы.
• набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
• выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
• сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
• осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
• работать с одной из программ-архиваторов;
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
2

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов;
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД,
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
составлять несложные программы обработки двумерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования;
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Содержание учебного предмета
11 класс (34 часа)
Тема 1. Системный анализ – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем
- что такое «системный подход» в науке и практике
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель
- использование графов для описания структур систем
Учащиеся должны уметь:
3

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
П.р. № 1 «Модели систем»
Тема 2. Базы данных – 7 часов (1+6)
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
П.р. № 2 «Знакомство с СУБД»
П.р. № 3 «Создание базы данных «Приемная комиссия»»
П.р. № 4 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)»
П.р. № 5 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»
П.р. № 6 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»»
П.р. № 7 «Создание отчета»
Тема 3. Организация и услуги Интернет – 5 часов (1+4)
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
4

- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
П.р. № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями»
П.р. № 9 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц»
П.р. № 10 «Интернет. Сохранение загруженных web -страниц
П.р. № 11 «Интернет. Работа с поисковыми системами»
Тема 4. Основы сайтостроения – 5 часов (1+4)
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов
П.р. № 12 «Разработка сайта «Моя семья»»
П.р. № 13 «Разработка сайта «Животный мир»»
П.р. № 14 «Разработка сайта «Наш класс»»
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование – 2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
- понятие модели
- понятие информационной модели
- этапы построения компьютерной информационной модели
П.р. № 15 «Получение регрессионных моделей»
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Учащиеся должны знать:
5

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
Учащиеся должны уметь
- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами
Тема 7. Модели статистического прогнозирования -2 часа (1+1)
Учащиеся должны знать:
- для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
П.р. № 16 «Прогнозирование»
Тема 8. Модели корреляционной зависимости- 3 часа (1+2)
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS
Excel)
П.р. № 17 «Расчет корреляционных зависимостей»
Тема 9 . Модели оптимального планирования – 3 часа (1+2)
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
6

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью
табличного процессора (Поиск решения в табличном процессоре)
Проект № 3 для самостоятельного выполнения.
Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей
Проект № 4 для самостоятельного выполнения.
Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»
Проект № 5 для самостоятельного выполнения.
Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование
Тема 10. Информационное общество – 1 час
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
Тема 11. Информационное право и безопасность -1 час
Учащиеся должны знать:
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
Тема (раздел учебника)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ

Всего
часов
9 ч.

Теори
я

1. Системный анализ (§1-4)

2

1

2. Базы данных (§5-9)

7

1

Проект № 1 для самостоятельного выполнения.
Проектные задания по системологии
Проект № 2 для самостоятельного выполнения.
Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных
ИНТЕРНЕТ
3. Организация и услуги Интернет ( §10-12)

Практика
(номер работы)
1 (Работа 1.1)
П.р. № 1 «Модели систем»
6 (Работы 1.3,1.4, 1,6, 1.7,
1.8, 1.9)
П.р. № 2 «Знакомство с
СУБД»
П.р. № 3 «Создание базы
данных «Приемная комиссия»»
П.р. № 4 «Реализация
простых запросов в режиме
дизайна (конструктора запросов)»
П.р. № 5 «Расширение базы
данных «Приемная комиссия».
Работа с формой»
П.р. № 6 «Реализация
сложных запросов в базе данных
«Приемная комиссия»»
П.р. № 7 «Создание отчета»

Работа 1.2. Проектные задания по системологии
Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную
разработку базы данных
10 ч.
5

1

4 (Работы 2.1-2.4)
8

П.р. № 8 «Интернет. Работа с
электронной почтой и
телеконференциями»
П.р. № 9 «Интернет. Работа с
браузером. Просмотр webстраниц»
П.р. № 10 «Интернет.
Сохранение загруженных web страниц
П.р. № 11 «Интернет. Работа
с поисковыми системами»
Контрольная работа № 1
4. Основы сайтостроения ( §13-15)

1ч
5

2

11 ч.
1
2

1
1

7. Модели статистического прогнозирования (§18)

2

1

8. Моделирование корреляционных зависимостей ( §19)

3

1

9. Модели оптимального планирования ( §20)

3

1

Проект для самостоятельного выполнения
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
5. Компьютерное информационное моделирование ( §16)
6. Моделирование зависимостей между величинами ( §17)

3 (Работы 2.5-2.7)
П.р. № 12 «Разработка сайта
«Моя семья»»
П.р. № 13 «Разработка сайта
«Животный мир»»
П.р. № 14 «Разработка сайта
«Наш класс»»
Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов

1 (Работа 3.1)
П.р. № 15 «Получение
регрессионных моделей»
1 (Работа 3.2)
П.р. № 16
«Прогнозирование»
2 (Работа 3.4)
П.р. № 17 «Расчет
корреляционных зависимостей»
2 (Работа 3.6)
П.р. № 18 «Решение задачи
9

оптимального планирования»
Работа 3.3. Проектные задания на получение
регрессионных зависимостей
Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные
зависимости»
Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное
планирование»
1ч

Проект № 3 для самостоятельного выполнения
Проект № 4 для самостоятельного выполнения
Проект № 5 для самостоятельного выполнения
Контрольная работа № 2
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
10. Информационное общество §21-22
11. Информационное право и безопасность §23-24
Всего:

2 ч.
1
1
34 ч.

1
2

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».