Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной
российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных
отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном
развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и
национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство
ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение
материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя
уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и
неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизма включает в себя:
·
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
·
уважительное отношение к языку своего народа;
·
заботу об интересах Родины;
·
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы
и независимости (защита Отечества);
·
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
·
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
·
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
·
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его
обычаям и традициям;
·
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в
стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету
Родины;
·
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого
комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности,
гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою
нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания
школьников.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и
противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному
потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию
личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем
обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения,
активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью
знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и
методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным
социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном
компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное
вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через
изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в
этом направлении.