Занимательная математика 3-а(2023-2024)

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий на занятии.
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
2

 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог)
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;
– решать задачи в 2–3 действия;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответств ующих формул;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

3

Универсальные учебные действия:
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего
суждения.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека , залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и позна л
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существова ния, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир.
4

9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Содержание программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих
непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра
помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открыти е»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих
изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить
ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности
позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и
раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
 занимательность;
 научность;
 сознательность и активность;
 наглядность;
 доступность;
 связь теории с практикой;
 индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пи шут
и много говорят.

5

1.Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках.
Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из
чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.
Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том
числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны.
Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3.
Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм
составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4.
Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание.
Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
5.
Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и
площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Исторические сведения о математике

4

2

Числа и выражения

6

3

Математические ребусы и
головоломки

9

6

4

Решение занимательных
задач

9

5

Геометрическая мозаика
Итого:

6
34

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».