ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» (УКРАИНСКИЙ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты В результате изучения учебного предмета «Родной язык» (украинский) в 4 классах у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение украинского языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса украинского языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с художественными произведениями; уважительное отношение к другим народам многонациональной России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения; соблюдение норм речевого этикета; трудового воспитания: 2 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из художественных произведений); экологического воспитания: бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе украинского языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению украинского языка). Метапредметные результаты В результате изучения учебного предмета «Родной язык» в (украинский) 4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления украинского языка с языковыми явлениями русского языка; объединять части объекта / объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы; базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; 3 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей / законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. В результате изучения учебного предмета «Родной язык» (украинский) в 4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты; готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность: 4 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. В результате изучения учебного предмета «Родной язык» (украинский) в 4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизацией: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтролем: устанавливать причины успеха / неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. Предметные результаты Изучение учебного предмета «Родной язык» (украинский) в 4 классах обеспечивает: понимание роли языка как основного средства человеческого общения, осознание украинского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание значения украинского языка для освоения и укрепления народных традиций и культуры; проявление познавательного интереса к украинскому языку и желания его изучать; сформированность первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте украинского языка среди других языков народов России; сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации украинского языка; сформированность умений применять полученные знания в речевой деятельности, употреблять в речи изученную лексику, строить устные высказывания, используя усвоенную лексику и полученные языковые знания, участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета; 5 сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на украинском языке (слушание, говорение, чтение и письмо) и умения составлять небольшие рассказы по заданной теме на украинском языке, используя полученные знания. Обучающийся научится: различать методы познания языка (наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект); иметь представление о статусе и основных функциях украинского языка в субъектах Российской Федерации; видеть отражение народной культуры в фольклоре и литературе на украинском языке; осознавать место украинской культуры в контексте отечественного и мирового культурного пространства; соблюдать правильную интонацию в процессе говорения и чтения; использовать орфоэпические словари украинского языка с целью определения правильного произношения незнакомых слов; иметь представление о развитии письменности на украинском языке; выделять устаревшую лексику; выделять безэквивалентную лексику и переводить ее с украинского языка на русский и с русского на украинский; находить устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (на основании общего представления); разбирать изменяемые слова по составу (простые случаи) и характеризовать состав неизменяемых слов; проводить морфологический разбор изученных частей речи (имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений; союзов, предлогов); ставить имена существительные в начальную форму; изменять имена существительные по числам и падежам, учитывая особенности чередования основы; определять окончание имен существительных женского рода на -и в родительном падеже единственного числа с основой на твердый и мягкий согласный и на [ж], [ч], [ш] (стіни, руки, но пісні, межі, кручі, груші); правильно употреблять окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа: окончание -ею у имен существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на и шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания -єю у имен существительных на -iя (лінія – лінією); окончание -ем у имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (конем, ножем, мечем, споришем); окончание -єм у имен существительных с основой на [й’] (гай – гаєм); правильно писать окончания творительного падежа II склонения смешанной группы имен существительных мужского рода на -ар, -яр (вівчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром); 6 различать параллельные окончания одушевленных имен существительных мужского рода в дательном и предложном (місцевому) падежах единственного числа (братові и брату, батькові и батьку, Василеві и Василю); правильно писать формы имен существительных женского рода с основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тінню, молоддю, но радістю, щирістю); изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам в сочетании с именами существительными; сопоставлять окончания имен прилагательных с основанием на твердый и мягкий согласный в единственном и множественном числе; употреблять ь перед окончаниями имен прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном (місцевому) падежах единственного числа (синьої, давнього, братньою, літньому, у могутньому); употреблять падежные формы имен прилагательных во множественном числе; употреблять окончание -i в именительном падеже множественного числа (произношение и правописание: (хороші, далекі); давать общую характеристику имени числительному как части речи; произносить и правильно писать самые употребляемые имена числительные; определять наречие как часть речи (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами); изменять глаголы по временам, числам и лицам; произносить и правильно писать глаголы на -ся; обобщать сведения о сходствах и различиях между словом, словосочетанием и предложением; выделять сложные предложения (на основании общего представления), ставить в них запятые; правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; обобщать изученные правила пунктуации и пользоваться ими на практике; употреблять в речи простые и сложные предложения в соответствии с речевой ситуацией; использовать в роли обращений формы звательного падежа; воспринимать на слух отрывки из художественных произведений на украинском языке (в аудиозаписи), выделять в услышанном тексте главную и второстепенную информацию, определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам; вести диалоги на изученные темы на украинском языке, соблюдая этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы общения, лежащие в основе национального речевого этикета; формулировать монологические высказывания на заданную тему (рассуждение); применять различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное) в зависимости от поставленной задачи; 7 интерпретировать и обобщать содержащуюся в прочитанном тексте информацию; определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение); анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру предложенного для чтения текста; письменно излагать содержание прослушанного / прочитанного текста (подробно или выборочно); писать небольшие сочинения на основе литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.; составлять план текста; писать текст по заданному плану; корректировать заданные и собственные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Воспитательный потенциал учебного предмета «Родной язык» (украинский) обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: 1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья. 4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; 6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. 7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. 9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. 10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» (УКРАИНСКИЙ) Общие сведения о языке. Язык и культура Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект. Статус и основные функции украинского языка в субъекте Российской Федерации. Культура народа, выраженная в фольклорных и литературных текстах на украинском языке, в контексте отечественного и мирового культурного пространства. Контакты украинцев с другими народами; взаимообогащение культур (на базе изучения заимствованной лексики). Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Обобщение знаний об образовании звуков речи украинского языка. Звуко-буквенный анализ слов. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка (отрабатывание заданного перечня слов). Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Использование орфоэпических словарей украинского языка с целью определения правильного произношения слов. Графика. Развитие письменности на украинском языке (общие сведения). Обобщение знаний об алфавите и небуквенных графических средствах украинского языка. Лексика. Повторение: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, определение прямого и переносного значения слова, распределение слов по тематическим группам. Словарный состав украинского языка. Сходства словарного состава украинского и русского языков. Заимствованные слова и их правописание. Устаревшая лексика (общее представление). Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) как средства языковой выразительности (первоначальное представление). Морфемика. Состав изменяемых слов, выделение в словах однозначно выделяемых морфем (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Морфология. Повторение изученного (общее значение, морфологические признаки и употребление имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений; союзы, предлоги). Изменение имен существительных по числам и падежам. Формирование умений ставить имена существительные в начальную форму. Чередование заднеязычных звуков в основе имен существительных. Окончание -и в родительном падеже единственного числа имен существительных женского рода с основой на твердый и мягкий согласный и на [ж], [ч], [ш] (стіни, руки, но пісні, межі, кручі, груші). Окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа: окончание -ею у имен существительных женского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (землею, межею, кручею, тишею), окончания -єю у имен существительных на -iя (лінія – лінією); окончание -ем у имен существительных мужского рода с основой на мягкий согласный и на шипящие (конем, ножем, мечем, споришем); окончание -єм у имен существительных с основой на [й’] (гай – гаєм). Правописание окончаний творительного падежа имен существительных II склонения смешанной группы мужского рода на -ар, -яр (вівчарем, слюсарем, школярем, но маляром, столяром). 9 Наблюдения над параллельными окончаниями одушевленных имен существительных мужского рода в дательном и предложном падежах единственного числа (братові и брату, батькові и батьку, Василеві и Василю). Правописание форм имен существительных женского рода с основой на согласный в творительном падеже единственного числа (тінню, молоддю, но радістю, щирістю). Изменение имен прилагательных по родам, числами и падежам в сочетании с именами существительными. Сопоставление окончаний имен прилагательных с основой на твердый и мягкий согласный в единственном и множественном числе. Употребление ь перед окончаниями имен прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа (синьої, давнього, братньою, літньому, у могутньому). Употребление падежных форм имен прилагательных во множественном числе. Окончание -i в именительном падеже множественного числа (произношение и правописание: (хороші, далекі). Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Произношение и правописание самых употребляемых имен числительных, использование их в речи. Наречие. Понятие о наречии как части речи (значение, вопросы, роль в предложении, связь с глаголами). Неизменяемость как основной грамматический признак наречий. Глагол. Время глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по числам и лицам. Изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам (в ед. ч.). Глаголы на -ся (произношение и правописание). Морфологический разбор изученных частей речи. Синтаксис. Повторение изученного: сходства и различия между словом, словосочетанием и предложением; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов предложения. Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений. Употребление в речи простых и сложных предложений в соответствии с речевой ситуацией. Обращение, знаки препинания при обращениях. Использование в роли обращений форм звательного падежа: друже, Ольго, Василю, Наталко, Наталю, Маріє, Петрівно. Признаки текста (повторение); план текста. Орфография и пунктуация. Обобщение изученных правил орфографии: раздельное, слитное и дефисное написание слов; правописание заимствованных слов (с использованием академического орфографического словаря); запятая в предложениях с однородными членами. Запятая в сложных предложениях. Виды речевой деятельности. Развитие речи Распределенное по классам содержание обучения сопровождается деятельностным наполнением образовательного процесса, направленным на развитие речевых навыков обучающихся. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целью и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической (умения начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. д.) и монологической 10 (высказывания в форме описания, повествования, рассуждения) устными формами речи. Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Соблюдение орфоэпических норм. Чтение. Понимание учебного текста. Изучающее, ознакомительное и выборочное чтение с целью нахождения нужной информации. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Ключевые слова в тексте. Формулирование простых выводов на основе сведений, содержащихся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение). Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к данному виду учебной работы. Списывание и письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного / прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений повествовательного характера) интересной тематики (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Составление плана текста, написание текста по заданному плану; изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи Тематический план № Тема Кол-во К.Р. Основные виды деятельности обучающихся п/ часов п Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный 1. Повторение 3 безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – изученного в 3непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и ем классе логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного украинского литературного языка. Фонетический анализ слова. Самостоятельное выделение и формулирование цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Различение простых и сложных предложений. Формирование орфографической зоркости, 2. Текст. 3 1 использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Предложение Использование орфографического словаря. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. 11 3 Слово. 1 Лексическое и лексикограмматическое значение слова 4 Имя существительное 2 4. Имя прилагательное 2 5. Числительное. Местоимение 2 6. Глагол 3 Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами і, та, а, але. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или в конце предложения) Самостоятельное выделение и формулирование цели; анализ, сравнение, классификация объектов, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса. Владение монологической и диалогической формами речи Понимание слова как единства звучания и значение. Выявление слова, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. 1 Обобщить и систематизировать знания о речи; закрепить знания учащихся о частях речи; формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь. Оценивание качества и уровня усвоения. Уметь распознавать падеж и склонение имен существительных; знать особенности правописания падежных окончаний имен существительных в творительном падеже. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам Знать особенности имен прилагательных как части речи, уметь распознавать среди других частей речи. Знать грамматические признаки. Самостоятельное выделение и формулирование цели; анализ, сравнение, классификация объектов, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности. Знать особенности местоимения как части речи, уметь распознавать местоимения среди других частей речи. Знать грамматические признаки местоимений, уметь определять их число и лицо и род местоимений, уметь изменять их. Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану; точно употреблять в речи глаголы, правильно определять время глагола; 12 7. Повторение изученного материала Всего: 1 - 17 2 находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст. Уметь спрягать глаголы в настоящем и будущем времени Выбор наиболее эффективных способов решения задачи, рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 13 14