МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРЕСАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
на заседании Педагогического совета
Протокол № 2 от «10» февраля 2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директора МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
______________Я.А. Загарина
от «12» февраля 2025г. № 46
ПОЛОЖЕНИЕ
о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности
среди несовершеннолетних
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности
среди несовершеннолетних (далее - Положение) разработано в соответствии с
Конституцией РФ, Законом РФ от 24. 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом РФ "Об
образовании", ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации", Семейным кодексом РФ.
1.2. Указом президента Российской Федерации от 28.12.2024 №1124 «Стратегия»
противодействия экстремизму в Российской Федерации (далее Стратегия).
1.2 Совет профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
является одним из общественных органов школы.
1.3. Совет профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
создается и действует на базе школы с целью организации осуществления и контроля за
деятельностью образовательного учреждения в сфере профилактики правонарушений
несовершеннолетних.
1.4. Совет профилактики объединяет усилия администрации (школы, педагогов,
родителей или лиц их заменяющих) общественных организаций для обеспечения
эффективности процесса профилактики правонарушений.
1.5. Совет профилактики осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим
законодательством РФ, Конвенции ООН «О правах ребенка», Уставом школы, приказами
директора школы.
II. Цель и задачи
2.1 Целью создания Совета профилактики является противодействие противоправным
поступкам учащихся школы, а также создание условий для получения ими полноценного
качественного образования.
2.2. Главными задачами Совета профилактики являются:
- предупреждение
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений
и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий.
- разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений,
алкоголизма, наркомании и безнадзорности среди учащихся школы;
- разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
- проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного
поведения;
- проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
- организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями,
защита прав детей из данной категории семей;
- защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с
участием как физических, так и юридических лиц.
III. Структура и организация работы
3.1. Совет профилактики образуется в следующем составе:
- председатель Совета профилактики
- члены Совета профилактики.
3.2. В работе Совета могут принимать участие медицинские работники, инспектор ОПДН,
представители УПДН и ЗН, представители местной администрации и др. (в качестве
приглашенных).
3.3. Руководство работой Совета профилактики осуществляет председатель Совета
профилактики.
3.4. Заседания Совета профилактики проводятся не реже 1 раза в четверть.
3.5. Решения Совета профилактики принимаются путем голосования (большинством
голосов).
3.6. Ход заседания Совета профилактики и принимаемые решения протоколируются.
IV. Права и обязанности Совета профилактики
4.1. Совет профилактики обязан:
- разрабатывать и внедрять систему взаимодействия администрации и учителей школы с
общественностью,
призванной
осуществлять
профилактику
правонарушений
несовершеннолетних;
- способствовать повышению эффективности работы школы по профилактике
правонарушений учащихся;
- изучать состояние профилактической работы в школе по классам, особенности развития
личности учащихся, относящихся к «группе риска» и их внеурочную занятость;
- приглашать на заседания Совета профилактики по рассмотрению персональных дел
учащихся родителей этих учащихся или лиц их заменяющих;
- осуществлять консультационно-информационную деятельность для коллектива учителей
и родителей;
- контролировать исполнение принимаемых решений.
4.2. Совет профилактики имеет право:
- давать индивидуальные и коллективные рекомендации учителям, родителям по
вопросам коррекции поведения подростков и проведения профилактической работы с
ними;
- выносить на обсуждение на родительские собрания и собрания в классе информацию о
состоянии проблемы правонарушений несовершеннолетних.
V.Категории учащихся, в отношении которых должна проводиться индивидуальная
профилактическая работа
5.1. Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят
индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних,
социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения
врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую
продукцию;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной
ответственности;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с
изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление
несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности
в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или
вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых
избраны
меры
пресечения,
предусмотренные Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации;
9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от
наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения
приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период
пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали
противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально
опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и
освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного
воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам
или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
VI. Ответственность и контроль Совета профилактики
6.1. Совет профилактики несет ответственность за правильность оформления документов
(протоков заседаний, ходатайства, представления, письма) и законность принимаемых
решений.
6.2. Ответственность за индивидуальную профилактическую деятельность в отношении
каждого учащегося, поставленного на внутришкольный учет, несут педагоги (классные
руководители, социальный педагог).
6.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают социальнопсихологическую помощь несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо
несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних и
семьи, находящиеся в социально опасном положении.
6.4. Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на заместителя
директора по ВР школы.
VII. Содержание деятельности Совета профилактики
6.1. Совет профилактики осуществляет аналитическую деятельность:
- изучает уровень преступности и правонарушений среди учащихся школы;
- изучает состояние профилактической деятельности школы, эффективность проводимых
мероприятий;
- выявляет детей с девиациями в поведении;
- определяет причины и мотивы антиобщественного поведения учащихся.
6.2. Совет профилактики осуществляет непосредственную деятельность по профилактике
правонарушений и употребления психоактивных веществ учащихся:
- рассматривает персональные дела учащихся с антиобщественным поведением;
- определяет программу (план) индивидуальной профилактической работы с учащимся и
представляет ее на утверждение директору школы;
- направляет в случае необходимости учащегося и ли его родителей на консультации к
специалистам (психологу, дефектологу, медицинскому, социальному работнику);
- организует в особо сложных случаях индивидуальное шефство над учащимся;
- вовлекает учащихся, состоящих на внутреннем и внешнем учете, в работу кружков и
секций, проведение коллективных творческих
дел,
мероприятий, летнюю
оздоровительную кампанию, трудовые объединения, действующие в школе, городе;
- осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями;
- заслушивает на своих заседаниях отчеты отдельных классных руководителей,
педагогических работников, других специалистов, привлеченных к проведению
индивидуальной профилактической работы, о состоянии данной работы;
- информирует директора школы о состоянии проводимой работы с учащимися,
исполнительской дисциплины привлеченных работников школы;
- определяет сроки проведения индивидуальной профилактической работы с учащимся.
6.3. Совет профилактики осуществляет организационную деятельность:
- ставит перед соответствующими организациями вопрос о привлечении родителей, не
выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, к установленной
законодательством ответственности;
- при отсутствии положительных результатов в проводимой работе информирует об этом
директора школы, инициирует принятие постановления комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления о проведение
индивидуальной профилактической работы с привлечением специалистов других
ведомств;
- ходатайствует перед комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при
органе местного самоуправления, органами внутренних дел о досрочном снятии с
внешнего учета реабилитированных учащихся;
- выносит проблемные вопросы на обсуждение педагогического совета школы и для
принятия решения руководством школы;
- оказывает помощь педагогам, работающим с данным учащимся;
- оказывает помощь родителям или лицам, их заменяющих;
- организует обучение педагогического коллектива современным формам и методам
профилактической деятельности.
Согласно п. 6 п. 36 раздела З Стратегии основными направлениями государственной политики в
сфере противодействия экстремизму в области образования и государственной молодежной
политики являются:
проведение в образовательных организациях занятий, направленных на воспитание патриотизма,
культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы,
а также занятий по обучению навыкам бесконфликтного общения, умению отстаивать собственное
мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в
экстремистскую деятельность) всеми законными способами;
Проведение мониторинга и социологических исследований социальной ф обстановки в
образовательных организациях, а также изучение молодежных субкультур в целях своевременного
выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии; совершенствование мер,
направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях;
проведение мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации
несовершеннолетних; организация деятельности педагогов-психологов общеобразовательных
организаций и профессиональных образовательных организаций по выявлению возможных
признаков неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе из
социально уязвимых слоев населения и попавших в трудные жизненные ситуации, и дальнейшему
психолого-педагогическому сопровождению выявленной категории несовершеннолетних;
проведение в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных
организациях, образовательных организациях высшего образования обучающих профилактических
семинаров и информационных мероприятий, посвященных противодействию методам вербовки в
радикальные религиозные группы и информированию о последствиях участия в экстремистской и
террористической деятельности; организация и проведение в образовательных организациях,
молодежных организациях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению
истинных целей экстремистских и террористических организаций, а также методов осуществляемой
ими вербовки.