Финансовая грамотность 10 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Литвинова Н.Ф.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Бавбекова А.С..
«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. № 225
________ Загарина Я.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
информационная культура
«Финансовая грамотность»
Класс
10______________
Уровень
базовый________________
Учитель Минина Ксения Александровна
Срок реализации программы один год______

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования.
Вересаево, 2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к личностным результатам освоения курса:



способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке:
поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в
процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам
управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию
достижения финансового благополучия;

способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и
педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
 достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых
 целей;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
 финансовых проблем;

умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в
предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой
грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:
•

владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека;

процент;
инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по
страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок;
ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по
налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел;
венчурный предприниматель;
•
финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
•
владение знанием: об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений,
возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
•
об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц,
правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;
•
о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
•
о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их
специфике;
•
о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
•
об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании
основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты
налогов; об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии,
способах формирования будущей пенсии;
•
об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении
малого бизнеса и источниках его финансирования; о видах финансовых мошенничеств и особенностях их
функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых
продуктов.
•

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом
России 12.09.2022 № 70034).
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 №
74228).
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10 классов посредством освоения
базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих
эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового
благосостояния.

Задачи:
формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться
в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и
возможностям индивидуума;
формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых
финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.
-

Актуальность
В основе программы лежит идея развития личности, подготовленной к жизни в мире современных финансовых
инструментов и рисках, связанных с этой сферой.
Новизна программы. Курс «Финансовая грамотность» для 10 классов тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся
не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении
других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут
пригодиться в повседневной жизни.
Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предназначена для обучающихся 10 классов.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч на 1 год обучения.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 классов лежит системно- деятельностный подход, в нём
отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему
общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности. Курс
повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не
противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни
сохранены вне действий обучаемого.
Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными
умениями в области управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и
развивающемуся миру денежных отношений.
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:



Лекция-беседа или диалог с аудиторией;



Практикум;



Игра;



Занятие – презентация учебных достижений.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию
и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан
с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока,
включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебнометодического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к
формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса,
собственного места в постижении инструментов финансовой деятельности, заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности;
обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей
подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, аудиовизуальные
средства наглядности.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как
в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время
добиться больших результатов.

Воспитательный потенциал внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важн
ому условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (11 ч)
Теория: Управление личными финансами и выбор банка. Что такое депозит. Проценты по вкладу: большие и
маленькие.
Практика: Дискуссия «Как сберечь накопления с помощью депозитов». «Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть». Практическая работа «Ищем отличия пассивных и активных банковских операций»,
«Анализируем договор банковского вклада». Решение экономических задач «Сравним условия по депозитам». «Расчет
полной стоимости кредита». Круглый стол «Как уменьшить стоимость кредита».
Налоги: почему их надо платить(3 ч)
Теория: Что такое налоги. Виды налогов. Налоговые вычеты и чем они полезны.
Практика: Практическая работа «Заполняем налоговую декларацию». Круглый стол «Как вернуть налоги в семейный
бюджет».
Страхование: что и как надо страховать(5 ч)
Теория: Страховой рынок России. Страхование имущества. Выбор страховой компании.
Практика: Решение экономических задач «Как защитить нажитое состояние». Круглый стол «Если нанесён ущерб
третьим лицам». Дискуссия «Поговорим о личном страховании». Практическая работа «Выбираем страховщика». Минипроект «Анализ условий договора страхования».
Финансовые мошенничества(8 ч)
Теория: Виртуальные ловушки. Финансовые пирамиды.
Практика: Сюжетная игра «Как не попасть в сети мошенников». Тренинг «Формирование навыков безопасного
поведения потребителя на финансовом рынке». Кейс «Заманчивое предложение». Мини-проект «Правила личной
финансовой безопасности».
Возможности пенсионного накопления(4 ч)
Теория: Как формируется пенсия. Выбор негосударственного пенсионного фонда.
Практика: Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Мини-проект «Как сделать пенсию
достойной». Дискуссия «Управление накопительной пенсией».
Презентация учебных достижений(3 ч)

Практика: Мини-исследование «Возможные финансовые риски». Проект «Финансовый план»

Тематическое планирование
10 класс
№

Название темы

Количество часов

1
2
3
4
5

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Налоги: почему их надо платить
Страхование: что и как надо страховать
Финансовые мошенничества
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

11
3
5
8
4

6

Презентация учебных достижений

3
34

Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».