МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодежи Республики Крым Сакский муниципальный район МБОУ "Вересаевская средняя школа" РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Литвинова Н.Ф. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Бавбекова А.С.. «30»августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Вересаевская средняя школа» от 31.08.2023 г. № 225 ________ Загарина Я.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности информационная культура «Финансовая грамотность» Класс 10______________ Уровень базовый________________ Учитель Минина Ксения Александровна Срок реализации программы один год______ Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Вересаево, 2023 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Требования к личностным результатам освоения курса: способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами; сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами; готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания; готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни; сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия; способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования; умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности. Требования к предметным результатам освоения курса: • владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; • финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; • владение знанием: об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств; • об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; • о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета; • о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике; • о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них; • об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; • об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования; о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов. • Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; -Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480) -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034). -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228). - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния. Задачи: формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума; формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций. - Актуальность В основе программы лежит идея развития личности, подготовленной к жизни в мире современных финансовых инструментов и рисках, связанных с этой сферой. Новизна программы. Курс «Финансовая грамотность» для 10 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни. Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предназначена для обучающихся 10 классов. Рабочая программа рассчитана на 34 ч на 1 год обучения. В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 классов лежит системно- деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности. Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, при котором знания не противопоставляются умениям, а рассматриваются как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений. В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: Лекция-беседа или диалог с аудиторией; Практикум; Игра; Занятие – презентация учебных достижений. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебнометодического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в постижении инструментов финансовой деятельности, заниматься тем, что нравится. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, аудиовизуальные средства наглядности. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: 1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья. 4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; 6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. 7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важн ому условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. 9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. 10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 10 класс Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (11 ч) Теория: Управление личными финансами и выбор банка. Что такое депозит. Проценты по вкладу: большие и маленькие. Практика: Дискуссия «Как сберечь накопления с помощью депозитов». «Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть». Практическая работа «Ищем отличия пассивных и активных банковских операций», «Анализируем договор банковского вклада». Решение экономических задач «Сравним условия по депозитам». «Расчет полной стоимости кредита». Круглый стол «Как уменьшить стоимость кредита». Налоги: почему их надо платить(3 ч) Теория: Что такое налоги. Виды налогов. Налоговые вычеты и чем они полезны. Практика: Практическая работа «Заполняем налоговую декларацию». Круглый стол «Как вернуть налоги в семейный бюджет». Страхование: что и как надо страховать(5 ч) Теория: Страховой рынок России. Страхование имущества. Выбор страховой компании. Практика: Решение экономических задач «Как защитить нажитое состояние». Круглый стол «Если нанесён ущерб третьим лицам». Дискуссия «Поговорим о личном страховании». Практическая работа «Выбираем страховщика». Минипроект «Анализ условий договора страхования». Финансовые мошенничества(8 ч) Теория: Виртуальные ловушки. Финансовые пирамиды. Практика: Сюжетная игра «Как не попасть в сети мошенников». Тренинг «Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке». Кейс «Заманчивое предложение». Мини-проект «Правила личной финансовой безопасности». Возможности пенсионного накопления(4 ч) Теория: Как формируется пенсия. Выбор негосударственного пенсионного фонда. Практика: Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд». Мини-проект «Как сделать пенсию достойной». Дискуссия «Управление накопительной пенсией». Презентация учебных достижений(3 ч) Практика: Мини-исследование «Возможные финансовые риски». Проект «Финансовый план» Тематическое планирование 10 класс № Название темы Количество часов 1 2 3 4 5 Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни Налоги: почему их надо платить Страхование: что и как надо страховать Финансовые мошенничества Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 11 3 5 8 4 6 Презентация учебных достижений 3 34 Всего