Финансовая грамотность 7-б кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Литвинова Н.Ф.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Бавбекова А.С..
«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. № 225
________ Загарина Я.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
иинформационная культура
«Финансовая грамотность»
Класс
7б______________
Уровень
базовый________________
Учитель Минина Ксения Александровна
Срок реализации программы один год______

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Вересаево, 2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ОСНОВГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их
обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт
процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических
ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы,
графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о
причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 7 классов средней общеобразовательной
школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого
спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых
они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок
предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и
такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь.
Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы
располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы
получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системнодеятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У
них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления
личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и
осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными
финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления
личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая
консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование,
круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с
показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных
ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами,
аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ,
делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории,
обществознания, географии, литературы, искусства.
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важн

ому условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 КЛАСС (34 ЧАСА)

Раздел

Содержание курса внеурочной
деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Раздел 1. Доходы и
расходы семьи (10
часов).

Введение. Почему так важно изучать Беседа. Просмотр фильма. Презентации. Практическая
финансовую грамотность? Деньги. работа
Драгоценные металлы. Монеты. «Бюджет
семьи»
Купюры. Доходы семьи. Работа со
(надо описать
статистикой.
Расходы
семьи. содержание
Викторина
«Предметы
первой практической работы)
необходимости».
Викторина
«Товары длительного пользования».
Услуги. Коммунальные
услуги.
Решение
практических
задач.
Ролевая игра «Семейный бюджет».
Практическая
работа
«Долги.
Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски
потери денег и
имущества и как
человек может от
этого защититься (6

Особые жизненные ситуации и как с Беседа. Просмотр фильма. Презентации. Практическая работа
ними
справиться.
Решение «Принципы работы страховой компании».
практических задач. Экономические
последствия
непредвиденных
событий:
болезней,
аварий,

часов).

природных
катаклизмов.
Страхование. Страховая компания.
Страховой
полис.
Страхование
имущества,
здоровья,
жизни.
Практическая работа «Принципы
работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и
государство: как они
взаимодействуют (5
часов).

Налоги. Виды налогов.
Аналитическая работа. Социальные
пособия. Решение экономических
задач «Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы».

Беседа. Просмотр фильма. Презентации. Проект «Государство
– это мы».

Раздел 4.
Финансовый бизнес:
чем он может помочь
семье (12 часов).

Как спасти деньги от инфляции.
Банковские услуги. Вклады
(депозиты). Практическая работа.
Кредит. Залог. Составление бизнесплана «Собственный бизнес».
Возможности работы по найму и
собственного бизнеса. «Примеры
бизнеса, которым занимаются
подростки». Сюжетно-ролевая игра.
Разработка бизнес-плана. Валюта
разных стран мира. Решение
практических задач «Валюта в

Беседа. Просмотр фильма. Презентации. Практическая
работа. Мини-проект «Благотворительность». Проект
«Личный финансовый план».

современном мире» Мини-проект
«Благотворительность». Проект
«Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое
финансовая
грамотность (1 час)

Итоговая
работа
по
«Финансовая грамотность».

курсу

Беседа. Тест.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел (ч)
Доходы и расходы семьи.

Класс (ч.)
7
10

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься.

6

Семья и государство: как они взаимодействуют.

5

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

12

Что такое финансовая грамотность

1

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».