МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодежи Республики Крым Сакский муниципальный район МБОУ "Вересаевская средняя школа" РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Литвинова Н.Ф. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Бавбекова А.С.. «30»августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Вересаевская средняя школа» от 31.08.2023 г. № 225 ________ Загарина Я.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия: мои горизонты» Класс 8______________ Уровень базовый________________ Срок реализации программы один год______ Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Вересаево, 2023 г. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» Личностные результаты ФГОС ООО: В сфере гражданского воспитания: – готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; – готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: – осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; – ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. В сфере духовно-нравственного воспитания: – ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. В сфере эстетического воспитания: – восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; – осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; – стремление к творческому самовыражению в любой профессии; – стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: – осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; – ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образжизни; – способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; – сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: – осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; – установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; – интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; – осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; – готовность адаптироваться в профессиональной среде; – уважение к труду и результатам трудовой деятельности; – осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересови потребностей. В сфере экологического воспитания: – повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; – осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба; – осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: – овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. Метапредметные результаты ФГОС ООО: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: – выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетомсамостоятельно выделенных критериев); – с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; – предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; – делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: – воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения; – выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; – в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимостьприменения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; – выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: – выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – делать выбор и брать ответственность за решение; – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого Тематическое планирование № Тема, раздел курса п/п 1. Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час) 2 Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) (1 час) 3 Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разборрезультатов (1 час) 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) (1 час) Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билетв будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника)(1 час) Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, леснаяпромышленность) (1 час) Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час) Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час) Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)(1 час) Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час) Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час) 13 Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час) 14 Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час) 15 Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час) 12 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» (1 час) Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час) Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час) Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфераздравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час) Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час) Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час) Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час) Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час) Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» попрофессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час) Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)(учитель, актер, эколог) (1 час) 26 Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)(пожарный, ветеринар, повар) (1 час) 27 Тема 28 Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»(часть 2) (1 час) 29 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее»(часть 1) (1 час) Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)(1 час) 30 31 32 33 34 Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)(1 час) Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билетв будущее») (1 час) Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)(1 час) Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)