Физическая культура 10-11кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______
Протокол №____
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
Директор__________Я.А. Загарина
от 31.08.2023 г. №225

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
(базовый уровень)
для обучающихся 11 класса
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №371)
Вересаево, 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НАОСНОВЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В части гражданского воспитания должны отражать:
— сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
— осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
— принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократическихценностей;
— готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
— готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества; участвовать всамоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
— умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
— готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
В части патриотического воспитания должны отражать:
— сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру; прошлое и настоящее многонационального народа России;
— ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
— идейную убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
В части духовно-нравственного воспитания должны отражать:
— осознание духовных ценностей российского народа;
— сформированность нравственного сознания, этического поведения;
— способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
— осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
— ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
В части эстетического воспитания должны отражать:
— эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных

отношений;
— способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов;ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
— убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
— готовность к самовыражению в разных видах искусства; стремление проявлять качества творческойличности.
В части физического воспитания должны отражать:
— сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
— потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
— активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическомуздоровью.
В части трудового воспитания должны отражать:
— готовность к труду, осознание приобретённых умений и навыков, трудолюбие;
— готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности; способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
— интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
— готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В части экологического воспитания должны отражать:
— сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; осознание глобального характера экологических проблем;
— планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развитиячеловечества;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
— расширение опыта деятельности экологической направленности.
В части ценностей научного познания должны отражать:
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
— совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира;
— осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
— устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
— определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
— разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
— вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать рискипоследствий деятельности;
— координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного

взаимодействия;
— развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
2) базовые исследовательские действия:
— владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
— овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
— формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
— ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
— анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
— давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
— осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
— уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
— уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
— выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения;
3) работа с информацией:
— владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
— создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
— оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
— использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
— осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;

— владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
— развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
— выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
— оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
— предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
— осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
— самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
— давать оценку новым ситуациям;
— расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
— делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
— оценивать приобретённый опыт;
— способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; постоянноповышать свой
образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
— давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
— владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
— уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
— принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
— принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
— признавать своё право и право других на ошибки;
— развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС
По разделу «Знания о физической культуре» отражают умения и способности:
— характеризовать физическую культуру как явление культуры, её направления и формы организации, роль и значение в жизни
современного человека и общества;
— ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой
деятельности;
— положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека, раскрывать их
целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов и
функциональных возможностей.
По разделу «Организация самостоятельных занятий» отражают умения и способности:
— проектировать досуговую деятельность с включением в её содержание разнообразных форм активного отдыха, тренировочных и
оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
— контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального состояния организма, использовать их при планировании
содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке её эффективности;
— планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать направленность
тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса ГТО.
По разделу «Физическое совершенствование» отражают умения и способности:
— выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и системе
самостоятельных оздоровительных занятий;
— выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для
самостоятельных занятий с учётом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании;
— выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки;
— демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и соревновательной
деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол);
— демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях Комплекса ГТО.

Воспитательные задачи и методика их решения на уроках физкультуры с учащимися младшего, среднего и старшего возраста

1. Охрана и укрепление здоровья
2. Достижение полноценного физического развития гармонического телосложения.
3. Повышение умственной и физической работоспособности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
1. Формирование двигательных умений и навыков.
2. Развитие двигательных способностей
3.Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно волевых черт личности.
2. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
3. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.).
Решение данных задач.
• создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся;
• повышение физкультурной грамотности школьников;
• стимулирование положительной мотивации к физической культуре;
• формирование основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков;
• формирование умений, дающих возможность правильно построить свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод
воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль;
• развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и физическое воспитание.
Методы решения воспитательных задач для учащихся младшего возраста
•совершенствовать естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
•больше внимания уделять укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
•обязательно проводить подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми.
•обращать больше внимания на правильность и точность выполнения упражнений,
•сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Особенности методики среднего возраста
•углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры);
•чаще использовать расчлененный метод;
•использовать дифференцированный подход;

• в обучении необходимо оптимально сочетать интенсивность движений и расслабение. Объяснения должны быть краткими, образными, с указанием
воздействий на организм.
Особенности методики старшего возраста
•уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно:
- с юношами следует проводить занятия при максимальных физических и волевых нагрузках;
- у девушек ограничить использование упражнений, связанных с сильным сотрясением тела (отрицательное влияние на отвечающие за материнство
функции);
•использовать такие методические приемы как взаимопомощь и страховка;
•метод круговой тренировки.
Для решения образовательных задач в старших классах используются лекция, беседа, рассказ, команда, распоряжение, оценка и др. В
тренировочных занятиях, для развития силы, используются упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи).
 воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях активного отдыха,
тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
 воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных, волевых и т.д.), содействие развитию психических процессов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

10 -11 КЛАСС (68 часа)
Программные разделы и темы

Знания о физической культуре (3
часа)
Физическая культура как
социальное явление

Программное содержание

Истоки возникновения культуры как
социального явления, характеристика
основных направлений её развития
(индивидуальная, национальная, мировая).
Культура как способ развития человека, её связь
с условиями его жизни и деятельности.
Физическая культура как явление культуры,
связанное с преобразованием физической
природы человека.
Характеристика системной организации
физической культуры в современном обществе,
основные направления её развития и формы
организации (оздоровительная, прикладно-

Характеристика деятельности
учащихся
Круглый стол (проблемные доклады,
фиксированные выступления и сообщения с
использованием материала учебника и
Интернета). Тема
«Физическая культура как часть культуры
общества и человека»:
— распределяются по группам и
определяют выступающих по
предлагаемым вопросам круглого стола:
1) Истоки возникновения культуры как

социального явления.
2) Культура как способ развития человека.
3) Здоровый образ жизни как условие активной

жизнедеятельности человека;
— составляют план выступления по

ориентированная, соревновательнодостиженческая).
Всероссийский
физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) как
основа прикладно-

избранному вопросу и распределяют
деятельность каждого члена группы в
подготовке выступления (анализ и обобщение
литературных источников;

ориентированной физической культуры;
история и развитие комплекса ГТО в СССР и РФ.

подготовка презентации и доклада; подготовка
докладчиков и т. п.);

Характеристика структурной
организации комплекса ГТО в
современном обществе; нормативные
требования пятой ступени для учащихся 16—
17 лет.

— обсуждают содержание и ход
разработки доклада, проводят его
апробацию в рабочей группе;

Законодательные
основы
физической
культуры
в
Федерации.

развития
Российской

Извлечения из статей, касающихся
соблюдения прав и обязанностей
граждан в занятиях физической культурой и
спортом: Федеральный Закон РФ «О
физической культуре и спорте в РФ»;
Федеральный Закон РФ
«Об образовании в РФ»

— принимают участие в проведении круглого

стола, обсуждают доклады каждой рабочей
группы и отвечают на вопросы.
Коллективная дискуссия (проблемные доклады с
использованием материала учебника и
Интернета). Тема «Основные направления и
формы организации физической культуры в
современном обществе»:
— готовят индивидуальные доклады по

проблемным вопросам:
1) Роль и значение оздоровительной
физической культуры в жизни

современного человека и общества.
2) Роль и значение профессионально-

ориентированной физической культуры в жизни
современного человека и общества.
3) Роль и значение соревновательной-

достиженческой физической культуры в
современном обществе;
Программные разделы и темы

Программное содержание

Характеристика деятельности
учащихся
— проводят коллективное обсуждение каждого
доклада, вырабатывают единые представления о
роли и значении развития основных
направлений физической культуры в
современном обществе.
Беседа с учителем (информация учителя,
фиксированные выступления по теме с
использованием материала учебника,
Интернета и дополнительных литературных
источников). Тема
«Всероссийский физкультурно- спортивный
комплекс „Готов к труду и обороне“ (ГТО)»:

— обсуждают рассказ учителя и материал

учебника о целях и задачах создания
Всесоюзного физкультурного комплекс ГТО в
период СССР, дополняют его материалом из
Интернета и иных источников;
— формулируют общее мнение о роли

комплекса ГТО в воспитании подрастающего
поколения, подготовке его к трудовой
деятельности и защите отечества;

— рассматривают и обсуждают материал

учебника о целях и задачах комплекса ГТО на
современном этапе развития РФ, выявляют связь
его базовых положений с основами комплекса
ГТО периода СССР;
— обсуждают и анализируют целесообразность

комплекса ГТО для развития современных
школьников, его роль и значение в жизни
современного человека;
— знакомятся с основами организации и

проведения мероприятий по сдаче нормативных
требований комплекса ГТО, правилами
оформления нагрудных

знаков.
Тематическое занятие (информация учителя,
статьи Законов РФ, касающиеся основ развития
физической культуры и спорта в современном
российском обществе; использование материала
учебника и Интернета). Тема
«Законодательные основы развития
физической культуры в Российской
Федерации»:

Программные разделы и темы

Программное содержание

Характеристика деятельности
учащихся
— обсуждают с учителем статьи Закона РФ «О

физической культуре и спорте в РФ»,
анализируют основные принципы и ценностные
ориентации развития физической культуры в
обществе;
— обсуждают права и правила поведения

зрителей во время официальных спортивных
соревнований, делают заключение о
целесообразности их обязательного выполнения;
— обсуждают

с учителем статьи Закона РФ

«Об образовании в РФ», рассматривают обязанности
образовательных организаций в развитии
физической культуры, проведении обязательных и
дополнительных занятий, спортивных соревнований
и оздоровительных мероприятий среди учащихся;
— анализируют выполнение статей Закона
РФ в своей образовательной
организации, высказывают предложения по
совершенствованию деятельности системы
физического воспитания

Физическая культура как средство
укрепления здоровья человека

Здоровье как базовая ценность человека и
общества.
Характеристика основных компонентов
здоровья, их связь с занятиями физической
культурой.
Общие представления об истории и развитии
популярных систем оздоровительной
физической культуры, их целевая ориентация и
предметное содержание

Проектная деятельность исследовательского
характера (проект по избранной теме с
использованием материала учебника и
Интернета, дополнительных литературных
источников, фиксированные выступления). Тема
«Современные представления о здоровье
человека, её связи с занятиями физической
культурой»:
— распределяются по группам
определяются с темой проек- та:

и

1) Физическая культура и физическое здоровье.
2) Физическая культура и психическое здоровье.
3) Физическая культура и социальное здоровье;
— определяют цель проекта и

формулируют его результат;
— намечают план разработки проекта,

формулируют поэтапные задачи и планируют
результаты для каждого этапа;

Программные разделы и темы

Программное содержание

Характеристика деятельности
учащихся
— распределяются по видам проектной
деятельности и согласовывают средства
достижения планируемых результатов (поиск
необходимой литературы; анализ и обобщение
литературных данных;
составление доклада и выбор докладчика;
оформление доклада и презентации
выступления);

— разрабатывают проект

и готовят текст
доклада, проводят его апробацию в группе;
— организуют обсуждение проекта с учащимися
класса, отвечают на вопросы. Круглый стол
(рефераты и фиксированные выступления с
использованием материала учебника и
Интернета, видеоматериалов). Тема
«Основные направления
оздоровительной физической
культуры»:
— знакомятся с общими представлениями
о фитнесе как массовом движении в
системной организации оздоровительной
физической культуры, его истории и
ценностных
ориентациях,
основных
направлениях и целевых задачах;

— выбирают одну из предлагаемых тем реферата
и готовят его содержание:
1) Ритмическая гимнастика: история и целевое

предназначение.
2) Аэробная гимнастика: история и целевое

предназначение.

3) Шейпинг: история и целевое

предназначение.
4) Атлетическая гимнастика: история и целевое

предназначение.
5) Стретчинг: история и целевое

предназначение;
— организуют проведение круглого стола,
делают доклады по темам рефератов и задают
вопросы, обсуждают их содержание, дополняют
содержание сделанных докладов

Способы самостоятельной
двигательной деятельности (5 часа)
Физкультурно- оздоровительные
мероприятия в условиях активного
отдыха и досуга

Программные разделы и темы

Общее представление о видах и формах
деятельности в структурной
организации образа жизни современного человека
(профессиональная, бытовая и досуговая).

Программное содержание

Основные типы и виды активного отдыха, их
целевое предназначение и

Тематическое занятие (информация учителя,
использование материала учебника и
Интернета, фиксированные выступления). Тема
«Основы
организации образа жизни современного
человека»:

Характеристика деятельности
учащихся
— знакомятся и обсуждают понятие
«образ жизни человека», анализируют

содержательное наполнение.
Кондиционная тренировка в системе
индивидуальных занятий оздоровительной
физической культурой.
Медицинский осмотр учащихся как необходимое
условие для организации самостоятельных
занятий оздоровительной физической культурой.
Контроль текущего состояния организма с
помощью пробы Руфье, характеристика способов
применения и критериев оценивания.
Оперативный контроль в системе
самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой, цель и задачи контроля, способы
организации и проведения измерительных
процедур.
Кондиционная тренировка как системная
организация комплексных и целевых занятий
оздоровительной физической культурой,
особенности планирования содержания и
физических нагрузок

содержание его основных направлений и
компонентов, приводят примеры из своего образа
жизни;
— знакомятся с особенностями

организации досуговой деятельности, её
оздоровительными формами и их
планированием, обсуждают их роль и значение в
образе жизни современного человека;
— знакомятся с понятием «активный отдых»

как оздоровительной формой организации
досуговой деятельности, обсуждают и
анализируют его содержание, связь с
укреплением и сохранением здоровья.
Индивидуальная проектная деятель- ность
практического характера (образец проекта
учителя, индивидуальные проекты учащихся,
фиксированные выступления, использование
материала учебника и Интернета, литературных источников по теме про-

екта). Тема «Проектирование
индивидуальной досуговой

деятельности»:
— определяют цель проекта и
формулируют его результат;
— намечают план разработки проекта,

формулируют поэтапные задачи и планируют
результаты для каждого этапа;
— осуществляют поиск необходимой литературы,

проводят её анализ и обобщение, составляют
план доклада по результатам проектной
деятельности;
— разрабатывают индивидуальные проекты,

осуществляют их оформление и готовят тексты
выступлений;
— организуют обсуждение проектов с учащимися

класса, отвечают на вопросы.
Беседа с учителем (рассказ учителя,
использование материала учебника и
Интернета). Тема «Основы контроля состояния
здоровья в процессе самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой»:

Программные разделы

Программное содержание

Характеристика

и темы

деятельности учащихся
— обсуждают рассказ учителя о целевом

назначении ежегодного медицинского осмотра,
его содержательном наполнении, связи с
организацией и проведением регулярных
занятий физической культурой и спортом;
— знакомятся с правилами распределения

учащихся на медицинские группы и
перечнем ограничений для самостоятельных
занятий физической культурой и спортом;
— обсуждают роль и значение контроля за

состоянием здоровья для организации
самостоятельных занятий, подбора физических
упражнений и индивидуальной нагрузки.
Мини-исследование (средства регистрации
деятельности сердечно-сосудистой системы;
образцы протоколов исследования;
использование материала учебника и Интернета
по теме исследования). Тема «Определение
состояния здоровья с помощью

функциональной пробы Руфье»:

— обсуждают способы профилактики

заболевания сердечно-сосудистой системы,
устанавливают её связь
с организацией регулярных занятий
физической культурой и спортом;
— анализируют целевое назначение пробы

Руфье, обсуждают правила и приёмы её
проведения;
— обучаются проводить пробу Руфье в парах,

оценивают индивидуальные показатели и
сравнивают их с данными стандартной таблицы;
— делают выводы

об индивидуальном
состоянии сердечно-сосудистой системы, учитывают
их при выборе величины и направленности
физической нагрузки для самостоятельных занятий
физической культурой и спортом.
Мини-исследование (средства регистрации
деятельности сердечно-сосудистой системы;
образцы протоколов исследования;
использование материала учебника и Интернета
по теме исследования). Тема «Оценивание

текущего состояния организма с помощью
субъективных и объективных показателей»:

Программные разделы и темы

Программное содержание

Характеристика деятельности
учащихся

— знакомятся с субъективными показателями

текущего состояния организма, анализируют
способы и критерии их оценивания
(настроение, самочувствие, режим сна и
питания);
— проводят наблюдение за субъективными

показателями в течение учебной недели и
оценивают его по соответствующим критериям;
— анализируют динамику показателей

состояния организма в недельном режиме и
устанавливают связь с особенностями его
содержания;
— знакомятся с объективными показателями

индивидуального состояния организма и
критериями их оценивания (измерение
артериального давления, проба Штанге и Генча);

— обучаются проводить процедуры измерения
объективных показателей и оценивают текущее
состояние
организма в соответствие со
стандартными критериями.
Учебное занятие с практической
направленностью (образец учителя;
использование материала учебника и
Интернета, дополнительных литературных
источников). Тема
«Организация и планирование занятий
кондиционной тренировкой»:
— знакомятся с понятием
«кондиционная тренировка» и основными
формами организации её занятий;
— знакомятся с образцом конспекта тренировочного

занятия кондиционной направленности, обсуждают
его структуру и содержательное наполнение;
— анализируют особенности динамики

показателей пульса при разных по
направленности занятиях кондиционной
тренировкой;
— обсуждают правила оформления

учебных заданий, подходы к
индивидуализации дозировки физической
нагрузки с учётом показателей состояния
организма;
— разрабатывают индивидуальные планы
тренировочного занятия кондиционной
тренировкой и обсуждают их с учащимися
класса.

Программные разделы и темы

Программное содержание

Характеристика деятельности
учащихся
Мини-исследование (информация учителя; средства
регистрации деятельности сердечно-сосудистой
системы; образцы протоколов исследования;
использование материала учебника и Интернета
по теме исследования). Тема
«Оценка индивидуального физического
состояния в системной организации занятий
кондиционной тренировкой»:
— обсуждают информацию учителя о роли и
значении оценки физического состояния при
организации самостоятельный занятий
кондиционной тренировкой, знакомятся

с процедурами его измерения;
— обучаются проводить процедуру измерения и
определение индивидуального уровня
физического состояния с помощью специальной
формулы (УФС);
— определяют индивидуальные особенности
в уровне физического состояния и выявляют
отличия с помощью сравнения с
показателями таблицы стандартов

Физическое совершенствование
(48 часов)
Физкультурно-оздоровительная
деятельность

Упражнения оздоровительной
гимнастики как средство профилактики
нарушения осанки и органов зрения;
предупреждение перенапряжения мышц опорнодвигательного аппарата при длительной работе
за компьютером.

Практическое занятие (с использованием
материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета).
Тема
«Упражнения для профилакти- ки
нарушения и коррекции осанки»:

Атлетическая и аэробная гимнастика как
современные оздоровительные системы
физической культуры: цель, задачи, формы
организации. Способы индивидуализации
содержания и физических нагрузок при
планировании системной организации занятий
кондиционной тренировкой

— определяют индивидуальную форму осанку и
знакомятся с перечнем упражнений для
профилактики её нарушения:
1) Упражнения для закрепления навыка
правильной осанки.
2) Общеразвивающие

упражнения для

укрепления мышц туловища.
3) Упражнения локального характера на
развитие корсетных мышц;
— знакомятся и разучивают

корригирующие упражнения на
восстановление правильной формы и снижение
выраженности сколиотической осанки;
— разрабатывают и разучивают

индивидуальные комплексы упражнений с
учётом индивидуальных особенностей формы
осанки.

Программные разделы и темы

Программное содержание

Характеристика деятельности
учащихся

Практическое занятие (с использованием
материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема
«Упражнения для профилактики перенапряжения
органов зрения и мышц опорно-двигательного
аппарата при длительной работе за
компьютером»:
— составляют индивидуальные

комплексы упражнений зрительной
гимнастики, разучивают их и планируют
выполнение в режиме учебного дня;
— составляют индивидуальные комплексы
упражнений для профилактики напряжения
шейного и грудного отделов позвоночника;
разучивают их и планируют выполнение в режиме
учебного дня.
Практическое занятие (с использованием
материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема
«Комплекс упражнений атлетической гимнастки
для занятий кондиционной тренировкой»:

— знакомятся с основными типами

телосложения и их характерными
признаками;
— знакомятся с упражнениями атлетической
гимнастики и составляют из них комплексы
предметно- ориентированной направленности
(на отдельные мышечные группы);
— разучивают комплексы упражнений
атлетической гимнастики и планируют

их в содержании занятий кондиционной
тренировкой с индивидуально подобранным
режимом физической
нагрузки.
Практическое занятие (с использованием
материала учебника и дополнительного
иллюстративного материала из Интернета). Тема
«Комплекс упражнений аэробной гимнастики для
занятий кондиционной тренировкой»:
— знакомятся с основными направлениями
аэробной гимнастики и их функциональной
направленности на физическое состояние
организма;
— знакомятся с упражнениями аэробной
гимнастики и составляют из них комплексы
упражнений с предметно- ориентированной
направленностью;

Программные разделы и темы

Программное содержание

Характеристика деятельности
учащихся
— разучивают комплексы упражнений аэробной
гимнастики и планируют их в содержании
занятий кондиционной тренировкой с
индивидуально

подобранным режимом физической нагрузки

Спортивно-оздоровительная
деятельность
Модуль «Спортивные игры»
Футбол

Техники игровых действий: вбрасывание мяча с
лицевой линии, выполнение
углового и штрафного ударов в
изменяющихся игровых ситуациях.
Закрепление правил игры в условиях игровой
и учебной деятельности

Практические занятия (образцы учителя,
использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема
«Техническая
и тактическая подготовка в футболе»:
— знакомятся и анализируют образцы техники
вбрасывания мяча с лицевой линии в игровых и
соревновательных условиях;
— разучивают вбрасывание мяча в стандартных
условиях, анализируют технику и исправляют
ошибки одноклассников (разучивание в парах и в
группах);
— знакомятся и анализируют образцы техники

углового удара в игровых и соревновательных
условиях;
— разучивают технику углового удара в
стандартных условиях, анализируют и
исправляют ошибки одноклассников
(разучивание в группах);
— знакомятся и анализируют образцы

техники удара от ворот в игровых и
соревновательных условиях;
— разучивают технику удара от ворот в разные

участки футбольного поля, анализируют и
исправляют ошибки одноклассников;
— знакомятся и анализируют образцы техники

штрафного удара с одиннадцатиметровой
отметки;
— разучивают штрафной удар с

одиннадцатиметровой отметки в разные зоны
(квадраты) футбольных ворот;
— закрепляют технику разученных действий в

условиях учебной и игровой деятельности

Программные разделы и темы

Баскетбол

Программное содержание

Техника выполнения игровых действий:
вбрасывание мяча с лицевой линии; способы
овладения мячом при «спорном мяче»;
выполнение штрафных бросков.
Выполнение правил 3—8—24 секунды в

Характеристика деятельности
учащихся
Практические занятия (образцы учителя,
использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема
«Техническая и тактическая подготовка в
баскетболе»:
— знакомятся и анализируют образцы

условиях игровой деятельности.
Закрепление правил игры в условиях игровой
и учебной деятельности

техники вбрасывания мяча с лицевой линии в
игровых и соревновательных условиях;
— разучивают вбрасывание мяча в стандартных

условиях, анализируют технику и исправляют
ошибки одноклассников (разучивание в парах и в
группах);
— знакомятся и анализируют образцы техники

овладения мячом при
разыгрывании «спорного мяча» в
игровых и соревновательных условиях;
— разучивают способы овладения мячом при

разыгрывании «спорного мяча», анализируют
технику и исправляют ошибки одноклассников
(разучивание в группах);

— знакомятся и анализируют образцы

выполнения техники штрафного броска в
игровых и соревновательных условиях;
— разучивают способы выполнения техники

штрафного броска в учебной и игровой
деятельности, анализируют технику и
исправляют ошибки одноклассников
(разучивание в

группах);
— знакомятся с выполнением правил 3—8—24

секунд в условиях соревновательной
деятельности, обучаются использовать
правило в условиях учебной и игровой
деятельности;
— закрепляют технические и тактические

действия в условиях игровой и учебной
деятельности

Волейбол

Техника выполнения игровых действий:
«постановка блока», атакующий удар (с места и в
движении). Тактические действия в защите и
нападении.
Закрепление правил игры в условиях игровой и
учебной деятельности

Программные разделы и темы

Программное содержание

Практические занятия (образцы учителя,
использование материала учебника,
видеофрагментов из Интернета). Тема
«Техническая и тактическая подготовка в
волейболе»:
— знакомятся с техникой «постановки блока»,
находят сложные элементы

Характеристика деятельности
учащихся

и анализируют особенности их
выполнения;
— разучивают подводящие упражнения

и анализируют их технику у одноклассников,
предлагают способы устранения возможных
ошибок;
— разучивают технику постановки блока в
стандартных и вариативных условиях;
— закрепляют технику постановки блоков в
учебной и игровой деятельности;
— знакомятся с техникой атакующего удара,
находят сложные элементы и анализируют
особенности их выполнения;
— разучивают технику нападающего удара в
стандартных и вариативных условиях,
анализируют технику у одноклассников,
предлагают способы устранения возможных
ошибок;
— совершенствуют технику нападающего
удара в разные зоны волейбольной
площадки;
— совершенствуют технические и тактические
действия в защите и нападении в процессе
учебной и игровой деятельности

Модуль «Спортивная и физическая
подготовка» (12 часов)

Техническая и специальная физическая
подготовка по избранному виду спорта,
выполнение соревновательных действий в
стандартных и вариативных условиях.
Физическая подготовка к выполнению
нормативов комплекса ГТО с использованием
средств базовой физической подготовки, видов
спорта и оздоровительных систем физической
культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр

Учебно-тренировочные занятия (Примерные
рабочие программы учебного предмета
«Физическая культура» (модуль «Вид спорта»),
рекомендуемые Министерством просвещения
Российской Федерации; Рабочие программы по
базовой физической подготовке,
разрабатываемые учителями физической
культуры на основе требований ФГОС). Тема
«Спортивная подготовка»:
— осваивают технику соревновательных

действий избранного вида спорта;
— развивают физические качества в системе

базовой и специальной физической
подготовки;

Программные разделы

Программное содержание

Характеристика

и темы

деятельности учащихся
— готовятся к выполнению нормативных

требований комплекса ГТО и демонстрируют
приросты в показателях развития физических
качеств;
— активно

участвуют
в
спортивных
соревнованиях по избранному виду спорта.
Тема «Базовая физическая подготовка»:
— готовятся к выполнению норм комплекса ГТО

на основе использования основных средств
базовых видов спорта и спортивных игр
(гимнастка, акробатика, лёгкая атлетика,
плавание, лыжная подготовка);
— демонстрируют приросты в

показателях физической
подготовленности и нормативных
требований комплекса ГТО;
— активно участвуют в соревнованиях по

выполнению нормативных требований
Комплекса ГТО

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре ( 8 класс)
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1

Вид программного материала
Базовая часть
Основы знаний о физической культуре
Спортивные игры (волейбол)
Гимнастика с элементами акробатики
Легкоатлетические упражнения
Кроссовая подготовка
Вариативная часть
Спортивные игры (баскетбол, футбол)
Итого

Количество часов (уроков)
50
В процессе урока
12
12
13
13
18
18
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».