Физическая культура 8 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора по УВР

Приказ МБОУ «Вересаевская

_______

_________ Минина К.А..

средняя школа»

Протокол №____

«30» августа 2023г.

Директор__________Я.А. Загарина

от «30» августа 2023г.

от 31.08.2023 г. №225

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
(базовый уровень)
для обучающихся 8 класса
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №371)

Вересаево, 2023

2

1.Планируемые результаты.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
 рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития,
характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
 характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем,
гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и
профилактикой вредных привычек;
 определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий
физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники
двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
 разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их
направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
 руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора
обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
 руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении
современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
 характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов,
принесших славу Российскому спорту;
 определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья,
устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:

3


использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации
индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей
направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей
собственного организма;

классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их
последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию
физических качеств;

самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их
выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными
стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической
подготовкой;

взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в
организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств,
тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:

вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения
самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля
динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, туристических
походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного
массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
 выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению
его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

4

 выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
 выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
 выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
 выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
 выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой
деятельности;
 выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой
деятельности;
 выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой
деятельности;
 выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных
нарушений в показателях здоровья;
 преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания,
прыжков и бега;
 осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
 выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые
должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны,
предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком,
оканчивающим основную школу.

5

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются
по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно
метапредметными, предметными и личностными результатами.
1.1.Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются
в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего,
в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении
необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях
организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и
тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами,
индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий
физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия,
принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической
культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к
окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места
стоянок, соблюдать правила безопасности;

6

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их
подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере
движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством
занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных
систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях
физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми
занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы
поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и
др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной
направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной
деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений
по физической культуре.
1.2. Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве
с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как
в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

7

В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности
человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего
свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных
привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и
отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и
толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности
отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,
качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их
безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное
использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и
эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в
соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление
адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к
собеседнику внимания, интереса и уважения;

8

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности,
находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку
зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их
планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и
оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и
физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм
занятий физической культурой.
1.3.Предметные результаты освоения физической культуры.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на
укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм
организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о
роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической
культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их
здоровья, физической и технической подготовленности;

9

• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять
и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и
соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке
в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности,
обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической
подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию
телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки
в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать
упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно
оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться
понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести
диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными
жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них
индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

10

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию
основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
2.Воспитательные задачи и методика их решения на уроках физкультуры с учащимися младшего, среднего
и старшего возраста
1. Охрана и укрепление здоровья
2. Достижение полноценного физического развития гармонического телосложения.
3. Повышение умственной и физической работоспособности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
1. Формирование двигательных умений и навыков.
2. Развитие двигательных способностей
3.Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно волевых черт личности.
2. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
3. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.).
Решение данных задач.
• создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся;

11

• повышение физкультурной грамотности школьников;
• стимулирование положительной мотивации к физической культуре;
• формирование основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков;
• формирование умений, дающих возможность правильно построить свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку,
применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль;
• развитие творческих способностей детей, духовное, нравственное и физическое воспитание.
Методы решения воспитательных задач для учащихся младшего возраста
•совершенствовать естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного
материала.
•больше внимания уделять укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
•обязательно проводить подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени
занятий с детьми.
•обращать больше внимания на правильность и точность выполнения упражнений,
•сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Особенности методики среднего возраста
•углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные
игры);
•чаще использовать расчлененный метод;
•использовать дифференцированный подход;
• в обучении необходимо оптимально сочетать интенсивность движений и расслабение. Объяснения должны быть
краткими, образными, с указанием воздействий на организм.

12

Особенности методики старшего возраста
•уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно:
- с юношами следует проводить занятия при максимальных физических и волевых нагрузках;
- у девушек ограничить использование упражнений, связанных с сильным сотрясением тела (отрицательное влияние на
отвечающие за материнство функции);
•использовать такие методические приемы как взаимопомощь и страховка;
•метод круговой тренировки.
Для решения образовательных задач в старших классах используются лекция, беседа, рассказ, команда,
распоряжение, оценка и др. В тренировочных занятиях, для развития силы, используются упражнения с отягощением
(гантели, набивные мячи).
 воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их
в целях активного отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
 воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных, волевых и т.д.), содействие развитию психических
процессов.
3. Структура и содержание учебного предмета.
 Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной
деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы
двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
 Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениями развития
познавательной активности человека: влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие;
оздоровительная направленность закаливания, закаливающих процедур; связь физкультуры с другими предметами.
Раздел «Способы двигательной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях

13

физическими упражнениями, способах организации и исполнения и контроля над физическим развитием и
физической подготовленностью учащихся.
 Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие
школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает
жизненно важные навыки и умения, подвижные и спортивные игры, и двигательные действия из видов спорта, а
также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью сгруппированы внутри
разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств учащихся. Такое
изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы,
планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя
из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения
различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
 Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая
программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются
соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика»,
«Подвижные и спортивные игры», «Кроссовая подготовка» . При этом каждый тематический раздел программы
дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности
согласуются с соответствующим видом спорта, и являются средством закрепления и совершенствования
двигательных навыков и развития физических качеств.
 В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается
уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные
умения, способы познавательной и предметной деятельности.

14

4.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре ( 8 класс)
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1

Вид программного материала
Базовая часть
Основы знаний о физической культуре
Спортивные игры (волейбол)
Гимнастика с элементами акробатики
Легкоатлетические упражнения
Кроссовая подготовка
Вариативная часть
Спортивные игры (баскетбол, футбол)
Итого

Количество часов (уроков)
50
В процессе урока
12
12
13
13
18
18
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».