ОБЖ 11кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ " Вересаевская средняя школа"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОБЖ»
(базовый уровень)
для обучающихся 11 класса
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371)

Вересаево, 2023

2

I .ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

Личностные результаты

развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования
индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;

формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил
безопасности жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;

развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и
безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;

формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся,
отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии
с людьми в поликультурном социуме;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности.

Метапредметные результаты

формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
 генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных
ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
 выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельноств обеспечении личной безопасности;
 находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей,
Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
 применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по
формированию здорового образа жизни;
умения коммуникативные:
•
взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право

3

другого человека на иное мнение;
•
выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности,
общества, государства;
умения регулятивные (организационные):
•
саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;
•
владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
•
владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и
незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.

Предметные результаты
 формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлении о стратегии и тактике
безопасности жизнедеятельности;
 использование теоретических подходов к основам безопасности жизнедеятельности, к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их
последствий на безопасность личности, общества и государства;
 формирование знаний о государственной системе обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о
социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; о правах и обязанностях
граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий:

формирование умений оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
В ценностно-ориентационной сфере:

ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения,
обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации,
антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия,
проектировать модели безопасного поведения;
 осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений.
В коммуникативной сфере:
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно

4

информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
•
стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации.

•
•
•
•
•
•
•
•

В эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности).
В бытовой, трудовой и досуговой сфере:
грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
умение оказывать первую помощь;
правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере.

В сфере физической культуры и здорового образа жизни:
•
накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа
жизни
•
выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
•
соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников,
осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.
Учащийся научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в природных условиях, и их возможные последствия для
здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи;
соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в
природных условиях; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины укусов змей и насекомых в ситуациях природного характера.

5

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни,
обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни, как средство
физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные
привычки), и их возможные последствия.
Учащийся получит возможность научиться:

разрабатывать план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природеи обеспече6нию безопасности отдыха;

разрабатывать план безопасного поведения в условиях ЧСс учетом особенностей обстановки в регионе;

использовать знания и о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования.

готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в природных
условиях повреждениях и травмах.

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья,
в том числе его духовной, физической и социальной составляющей
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (13 часов)
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания (3 часа)
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии
безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления
безопасностью в системе «человек - среда обитания».
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности (5 часов)
Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по
противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения н территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная
служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму».

6

Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека (5 часов)
Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожнотранспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Практическая работа№1: «Коррекция поведения в целях снижения уровня виктимности».
Практическая работа№2: «Решение ситуационных задач по ПДД»
Контрольная работа №1 по темам: «Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению
безопасности», «Экстремальные ситуации, и безопасность человека».
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов)
Глава 4. Вооружённые Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз (5 часов)
Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной
службе: обязательная н добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии (5 часов)
Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.
Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава
российских воинов.
Контрольная работа №2 по разделу: «Военная безопасность государства».
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 часов)
Глава 6. Основы здорового образа жизни (4 часов)
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное
здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях (5 часов)
Медико-психологическая помощь.

7

Практические работы№№3-6: Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических
и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином,
алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Резерв -2 часа.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
Тематическое планирование по ОБЖ для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками); принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов. Это даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленных в работах других исследователей,

8

навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Наименование разделов/глав
Модуль рабочей программы воспитания
«Школьный урок»

№

1

Раздел 1.Основы комплексной безопасности

2

Глава1. Научные основы формирования
культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания.

3

Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности
личности, общества, государства по обеспечению
безопасности.

4

Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность
человека.

5

Раздел 2.Военная безопасность государства

6
7

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации
на защите государства от военных угроз.
Глава 5. Особенности военной службы в
современной Российской армии.

2 сентября – День окончания Второй
мировой войны
3 сентября – День солидарности в борьбе с
терроризмом
9 сентября – День памяти воинов, павших в
Крымской войне 1853–1856 годов
24 октября – День Организации
Объединённых Наций
30
октября – День памяти жертв политических
репрессий
26 ноября – Всемирный день информации
28 ноября – День матери в России
5 декабря – День добровольца (волонтёра)

Кол-во
часов

Кол-во
контр.
работ

Кол-во
практ.
работ

13

1

2

5

1

2

10

1

3

5

9 декабря – День Героев Отечества

5

20 января – День Республики Крым
27 января – День полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады
15 февраля – День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за пределами
Отечества 23 февраля – День защитника
Отечества

5

1

9

8

Раздел 3.Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни.

9

9

Глава 6. Основы здорового образа жизни

4

10

1 марта – Всемирный день и7 апреля –
Всемирный день здоровья
иммунитета
30 апреля – День пожарной охраны
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях 15 мая – Международный день семьи

11

Резерв

2

12

Всего:

4

5

34

4

2

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».