Обществознание (адаптир.) 9 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______Левицкая Е.Н.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. №225
Директор__________ Загарина Я.А.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся с задержкой психического развития
(базовый уровень)
для обучающихся 9 классов
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №371)
Вересаево, 2023

1

1)
Предлагаемая программа «Обществознание» для 9 классов адаптирована для учащихся обучающихся по АООП ЗПР.
2)
Программа включает обязательный минимум содержания обществоведческого образования в основной школе.
3)
Программа предполагает эмоционально-образное изучение предмета. В основе такого подхода лежат научно выявленные особенности
познавательных возможностей учащихся специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа.

Реализация программы рассчитана на применение специальных педагогических методы воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

начало работы с более легких заданий;

дробление задания на небольшие части, контроль работы над каждой частью, внесение необходимых корректировок;

учет замедленного темпа деятельности в процессе выполнения заданий; на контрольной работе желательно предоставить время, для того
чтобы обучающийся смог закончить начатое задание;

создание условий, способствующих сохранению мотивации к учебной деятельности:проявление поддержки и одобрения, создание ситуации
успеха, повышения самооценки; привлечение к выполнению заданий в занимательной форме; предложение инструкций в спокойной
доброжелательной форме, применение системы поощрений.

восполнение пробелов в знаниях;

Создание на занятиях охранительного педагогического режима: благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха в
урочной и внеурочной деятельности, учет темпа деятельности, предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа, соблюдение
температурного, светового режима, соответствия мебели росту.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласияи своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
2


овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависимостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной икоммуникативной ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и
нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые
выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся ООО:

формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне (рассматривается в разделах
3

«Сфера духовной культуры», «Экономика», «Право, его роль в жизни общества» работа на уроке, подготовка домашних заданий,
самообразование);

формирование ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, котораязавещана ему предками и которую нужно оберегать («Политика и социальное управление»);

формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье (Применение интерактивных форм
организации учебной деятельности на уроке, например, групповая работа. Рассматривается в разделах «Человек и общество», «Социальная сфера»);

формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда (работа на уроках, подготовка домашних заданий, самообразование. рассматривается в разделах
«Духовная сфера»);

формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение (рассматривается в разделе
«Духовная сфера»).

формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир (физкультминутки на уроках, рассматривается в разделах «Человек и общество», «Социальная сфера»).

формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества (применение интерактивных
форм организации учебной деятельности на уроке, например, групповая работа, рассматривается в разделах «Человек и общество», «Социальная
сфера»);

формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее (саморегуляции, рассматривается в разделах «Человек и общество», «Социальная сфера», «Политика и
социальное управление», «Право и его роль в жизни общества и государства».).

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Человек в политической зависимости.
Политика и политическая власть. Государственно – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства
Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и прав гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
5

Роль семьи в социализации личности. Функции семья. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культуры.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений
поведения. Социальная и личная инициативность здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, это противоречие. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы ее улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная инициативность здорового образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.1
1.2

2.1
2.2
2.3
2.4

Название разделов и тем программы
Раздел 1. Человек в политической
зависимости
Политика и политическая власть
Участие граждан в политике
Итого по разделу
Раздел 2. Гражданин и государство
Основы
конституционного
строя
Российской Федерации
Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации
Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации
Конституция Российской Федерации о
правовом
статусе
человека
и
гражданина

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

3
3

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

6
2

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

2

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

2

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

2

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

6

3.1
3.2
3.3

3.4

Итого по разделу
Раздел 3. Человек в социальной
системе отношений
Социальные общности и группы
Статусы и ролики. Социализация
личности. Семья и ее функции
Этносы и нации в современном
обществе.
Социальная
политика
Российского государства
Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни
Итого по разделу
Раздел 4. Человек в современном
изменяющемся мире
Проекты защиты, итоговое повторение
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

8

2
4

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

3

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

2

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

11
5

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

4

[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 ]]

11
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».