Россия- мои горизонты 10кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Левицкая Е.Н.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Приказ МБОУ «Вересаевская

_________ Бавбекова А.С.

средняя школа»
________ Загарина Я.А.

«30»августа 2023г.

от 31.08.2023 г. № 225

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
интеллектуального направления
«Россия - мои горизонты»
Класс
10______________
Уровень
базовый_____________
Учитель Аванесян Ирина Эдуардовна
Срок реализации программы один год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования.

Вересаево, 2023 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;

готовность к разнообразной совместной деятельности;

выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего
региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;

осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.




В сфере эстетического воспитания:
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной

деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.












В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для
экономии внутренних ресурсов;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения
программы проекта;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который
сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.




В сфере понимания ценности научного познания:
ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную систему научных представлений об основных

закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том
числе в профессиональной сфере;

овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление
собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного
благополучия.










В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональному признаку;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие, в том числе профессиональное;
умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

.Метапредметные результаты







В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и нах одить способы для
решения возникшей проблемы;
использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;





выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников программы.











В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в
программу;
выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним
и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по
профориентации;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель
совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать проц есс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других участников.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальн ое, принятие решения в группе, принятие решений
группой);

делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;





объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе
прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;

различать, называть и управлять собственными эмоциями;

уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
.Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:






формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи современных средств устной и письм енной
речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно -научной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими
словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли,
цельность и относительная законченность;

Литература:
овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме,
подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи;

применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык:

овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий;

использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно- справочные системы в электронной форме.


Информатика:
овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и
их использованием для решения учебных и практических задач;

умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;




сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета.

География:
освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта;

умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами;

умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в
повседневной жизни;

сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего
образования.













Физика:
умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями,
основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей
будущей профессиональной деятельности;
Обществознание:
освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми;
важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения
умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные
объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные
функции;
овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации по заданной теме из различных адаптированных источников и
публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практиче ской (включая

выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и граж данина,
прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Биология:

владение
навыками
работы
с
информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в
виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её
достоверности;

умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;

интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования
для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой
промышленности, психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных спо собах
живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и
зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:

сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения;

овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды).


Содержание курса по профориентации
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным
счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и
качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и
здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское
хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и
финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) (1 час)
В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности:

‒ естественно-научное направление;
‒ инженерно-техническое направление;
‒ информационно-технологическое направление;
‒ оборонно-спортивное направление;
‒ производственно-технологическое направление;
‒ социально-гуманитарное направление;
‒ финансово-экономическое направление;
‒ творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование
представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями
профессионального выбора.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в
проекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников)
позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в
программе профориентационной работы.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта
«Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения). Профориентационна я
диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образов ания,
стратегии поступления) (1 час)
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального образования, узнают, что такое специальность и
профиль обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе
профессионального образования.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога
и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.

‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостр оение,
лесная промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле»
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны.
Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические
отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом
рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены
следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся -участников проекта «Билет
в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения).
Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства»
(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных
технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и
смежных отраслей.
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключев ыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные
технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества

и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе
проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для
проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон
потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно
дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию обучающихся).
Дополнительное тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий
или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутстви я
такой возможности допускается использование мобильных устройств.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение,
транспорт, строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития
общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей .
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с к лючевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, во енная
и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час)

В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а такж е
о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих задачах
гражданских государственных служащих в различных органах государственного управления, узнают о релевантном образовании для
управленческих позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного управления.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн -проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» (1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей.
Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления,
рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий для достиж ения успеха, совершенствование
субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности.
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны»
(агропромышленный комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и
сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и
смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших
задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и
смежных отраслей.
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет
в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера
здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час)

Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий.
Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризм а и
гостеприимства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и
гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социально -экономического
развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и
смежных отраслей.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и иску сства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство н а
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий . Повышение
информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших зада ч
развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей.

Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с
известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои
детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог.
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с
известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои
детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар.
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями
первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе
знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая
серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство.
В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар
ресторана «Peshi».
2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании
«Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене.
3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель
«Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных
технологий (НИЦ «Курчатовский институт»).
4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных
исследований (НИЦ «Курчатовский институт»).

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями
первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха,
мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес,
инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5 -8 серии (на
выбор), посвященные следующим профессиям:
5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог.
6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея
«Этнодом».
7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог -ортопед,
клинический ординатор.
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирую щая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее») (1 час)
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет
в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из
различных профессиональных сред.
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн -проба на платформе
проекта «Билет в будущее») (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми
отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как
практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта
«Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/).
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта
«Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из
различных профессиональных сред.
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из

различных профессиональных сред.
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и
отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного
опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в
будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения.

Целевые приоритеты воспитания
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успеш ного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защит е и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимисти чного
взгляда на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.

Тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год

№

Дата

7 сентября
1

2023 г.

14 сентября
2

3

2023 г.

21 сентября
2023 г.

28 сентября
4

2023 г.

Классы - участники Профминимума

Классы - участники Профминимума

Кол-во

(не зарегистрированные в проекте «Билет
в будущее»)

(зарегистрированные в проекте «Билет в будущее»)

часов

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты»

1

(обзор отраслей экономического развития РФ — счастье в труде)

Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»

1

(введение в профориентацию)
Тема 3. Профориентационная
диагностика № 1

Тема 3. Профориентационная диагностика № 1

«Мой профиль» и разбор результатов

«Мои профсреды» и разбор результатов

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России»
(дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления)

1

1

Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования»
5 октября
5

2023 г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя,
приуроченная

1

к Году педагога и наставника)

Тема 6. Профориентационное занятие
«Россия в деле»
6

12 октября
2023 г.

(на выбор: импортозамещение,
авиастроение,

Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои
ориентиры» и разбор результатов

1

судовождение, судостроение, лесная
промышленность)

7

19 октября

Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере

2023 г.

промышленности и производства»

1

(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)
26 октября
8

2023 г.

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: металлург,

1

специалист по аддитивным технологиям и др.)
9

2 ноября
2023 г

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области
цифровых технологий»
(информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)

1

9 ноября
10

2023 г.

Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор:

1

программист, робототехник и др.)

16 ноября
11

12

2023 г

Тема 11. Профориентационное занятие
«Россия в

Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои

деле» (часть 2)

таланты» и разбор результатов

1

(на выбор: медицина, реабилитация,
генетика)

23 ноября

Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области

2023 г.

инженерного дела»

1

(машиностроение, транспорт, строительство)
30 ноября
13

14

Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»

2023 г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: инженерконструктор, электромонтер и др.)

7 декабря

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность»

2023 г.

(федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и
профессии вэтих службах)

1

1

15

14 декабря

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности»

2023 г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: специалистпо кибербезопасности, юрист и др.)

21 декабря
16

2023 г.
11 января

17

2024 г.

Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях
агропромышленного комплекса страны»

1

1

1

(агропромышленный комплекс)

18

19

18 января

Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»

2024 г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: агроном, зоотехник и др.)

25 января

Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области
медицины и здравоохранения»

2024 г.

1

1

(сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

20

1 февраля

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»

2024 г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.)

8 февраля
21

2024 г.

1

Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества»
(сфера социального развития, туризма и гостеприимства)

1

15 февраля
22

2024 г.

Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: менеджер

1

по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.)
23

24

22 февраля

Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии»

2024 г.

(сфера культуры и искусства)

29 февраля

Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»

2024 г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на
выбор: дизайнер, продюсер и др.)

7 марта
25

2024 г.

14 марта
26

27

2024 г.

21 марта
2024 г.
28 марта

28

29

2024 г.

1

1

Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог)

Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар)

1

1

Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)

1

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)

1

4 апреля

Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»

2024 г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

11 апреля
30

2024 г.

18 апреля
31

2024 г.

25 апреля
32

2024 г.

2 мая
33

34

2024 г.

16 мая
2024 г.

Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

1

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».