МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым Сакский муниципальный район МБОУ "Вересаевская средняя школа" РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Левицкая Е.Н. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Приказ МБОУ «Вересаевская _________ Бавбекова А.С. средняя школа» ________ Загарина Я.А. «30»августа 2023г. от 31.08.2023 г. № 225 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Россия - мои горизонты» Класс 10______________ Уровень базовый_____________ Учитель Аванесян Ирина Эдуардовна Срок реализации программы один год Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Вересаево, 2023 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. В сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; В сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере; овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное; умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. .Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и нах одить способы для решения возникшей проблемы; использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; аргументировать свою позицию, мнение; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников программы. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в программу; выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты; понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать проц есс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальн ое, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации; различать, называть и управлять собственными эмоциями; уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним. .Предметные результаты Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников. Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи современных средств устной и письм енной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно -научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность; Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык: овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно- справочные системы в электронной форме. Информатика: овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как профильного предмета. География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами; умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни; сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне среднего общего образования. Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности; Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации по заданной теме из различных адаптированных источников и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практиче ской (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и граж данина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; Биология: владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности; умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта. Изобразительное искусство: сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных спо собах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах. Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). Содержание курса по профориентации Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы. Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию) (1 час) В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности: ‒ естественно-научное направление; ‒ инженерно-техническое направление; ‒ информационно-технологическое направление; ‒ оборонно-спортивное направление; ‒ производственно-технологическое направление; ‒ социально-гуманитарное направление; ‒ финансово-экономическое направление; ‒ творческое направление. Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора. Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль». Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения). Профориентационна я диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образов ания, стратегии поступления) (1 час) В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают школьники при подборе профессионального образования. Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью. ‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап. ‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта). Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостр оение, лесная промышленность) (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество – безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность. Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся -участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения). Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей. Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключев ыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей. Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения). Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов), рекомендуемых отраслей и профессий. Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится по желанию обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутстви я такой возможности допускается использование мобильных устройств. Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных отраслей . Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с к лючевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» (федеральная государственная, во енная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час) В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и обязанностях государства в отношении своих граждан, а такж е о государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в различных органах государственного управления, узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного управления. Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна» (1 час) Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости собственных усилий для достиж ения успеха, совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических качеств личности. Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных отраслей. Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризм а и гостеприимства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области социально -экономического развития. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей. Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры и иску сства) (1 час) Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство н а основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих индустрий . Повышение информированности о достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших зада ч развития общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей. Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог. Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) (1 час) Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар. Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели», владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi». 2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции на метрополитене. 3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»). 4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский институт»). Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1 час) Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5 -8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям: 5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины, реабилитолог. 6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом». 7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +». 8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий машиностроительного завода «Тонар», травматолог -ортопед, клинический ординатор. Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирую щая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных технологий (приложений -симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»: https://bvbinfo.ru/). Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн -проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час) Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред. Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час) Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения. Целевые приоритеты воспитания Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: 1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успеш ного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья. 4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защит е и постоянном внимании со стороны человека. 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; 6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. 7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимисти чного взгляда на мир. 9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. 10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год № Дата 7 сентября 1 2023 г. 14 сентября 2 3 2023 г. 21 сентября 2023 г. 28 сентября 4 2023 г. Классы - участники Профминимума Классы - участники Профминимума Кол-во (не зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») (зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») часов Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» 1 (обзор отраслей экономического развития РФ — счастье в труде) Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» 1 (введение в профориентацию) Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов «Мои профсреды» и разбор результатов Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии поступления) 1 1 Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» 5 октября 5 2023 г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная 1 к Году педагога и наставника) Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» 6 12 октября 2023 г. (на выбор: импортозамещение, авиастроение, Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов 1 судовождение, судостроение, лесная промышленность) 7 19 октября Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере 2023 г. промышленности и производства» 1 (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья) 26 октября 8 2023 г. Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, 1 специалист по аддитивным технологиям и др.) 9 2 ноября 2023 г Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника) 1 9 ноября 10 2023 г. Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: 1 программист, робототехник и др.) 16 ноября 11 12 2023 г Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои деле» (часть 2) таланты» и разбор результатов 1 (на выбор: медицина, реабилитация, генетика) 23 ноября Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области 2023 г. инженерного дела» 1 (машиностроение, транспорт, строительство) 30 ноября 13 14 Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» 2023 г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор, электромонтер и др.) 7 декабря Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность» 2023 г. (федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии вэтих службах) 1 1 15 14 декабря Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» 2023 г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалистпо кибербезопасности, юрист и др.) 21 декабря 16 2023 г. 11 января 17 2024 г. Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна» Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» 1 1 1 (агропромышленный комплекс) 18 19 18 января Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» 2024 г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) 25 января Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» 2024 г. 1 1 (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии) 20 1 февраля Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» 2024 г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) 8 февраля 21 2024 г. 1 Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) 1 15 февраля 22 2024 г. Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер 1 по туризму, организатор благотворительных мероприятий и др.) 23 24 22 февраля Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» 2024 г. (сфера культуры и искусства) 29 февраля Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» 2024 г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) 7 марта 25 2024 г. 14 марта 26 27 2024 г. 21 марта 2024 г. 28 марта 28 29 2024 г. 1 1 Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог) Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар) 1 1 Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) 1 Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) 1 4 апреля Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» 2024 г. (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») 1 11 апреля 30 2024 г. 18 апреля 31 2024 г. 25 апреля 32 2024 г. 2 мая 33 34 2024 г. 16 мая 2024 г. Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») 1 1 Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна» 1 1 1