Актуальные вопросы обществознания 11 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Левицкая Е.Н.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Бавбекова А.С.
«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
________ Загарина Я.А.
от 31.08.2023 г. № 225

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
интеллектуального направления
«Актуальные вопросы обществознания»
Класс
11______________
Уровень
базовый_____________
Учитель Аванесян Ирина Эдуардовна
Срок реализации программы один год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования.

Вересаево, 2023 г.

Общая характеристика учебного предмета
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и
высшего профессионального образования.
Актуальность:
Социальная, общественная жизнь каждого человека требует глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня
сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном
направлении.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Вересаевская средняя школа» предусматривает изучение курса в 11 классе в количестве 34 часов, 1 час в
неделю.
Планируемые результаты
У выпускников будут сформированы:
Личностные
результаты

Метапредметные
результаты:



Мотивированность на посильное и созидательное участие в
жизни общества;
 Заинтересованность не только в личном успехе, но и в
благополучии и процветании своей страны;
 Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма,
любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания
гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; стремление к
укреплению исторически сложившегося государственного
единства; признании
равноправия народов,
единства
разнообразных культур; убежденности в важности для
общества семьи и семейных
традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Выпускник научится:

Выпускники
получат
возможность
для
формирования:

выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и
самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки
и Я-концепции;

компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в поступках и
деятельности;

устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания
и сопереживания чувствам других
Выпускник получит возможность научиться:

Регулятивные
УУД:









самостоятельно ставить новые учебные цели 
и задачи;

основам саморегуляции в учебной и 
познавательной
деятельности
в
форме
осознанного
управления
своим
поведением
и
деятельностью,
направленной на достижение поставленных целей;

прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности и препятствия на пути достижения целей.
рефлексивные
умения,
обеспечивающие 
оценку своей грамотности;
стремление к дальнейшему образованию;
применять финансовые знания для решения
разного рода проблем.




Познавательные
УУД:









основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять
расширенный
поиск
информации
с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять
логическую
операцию
установления
родовидовых отношений, ограничение понятия;
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и
второстепенное,
главную
идею
текста,
выстраивать
последовательность описываемых событий;








самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи;
при планировании достижения целей
самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и
познавательной
деятельности
в
форме
осознанного управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение
поставленных целей;
осуществлять
познавательную
рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
адекватно
оценивать
свои
возможности достижения цели определённой
сложности
в
различных
сферах
самостоятельной деятельности;
построению жизненных планов во
временной перспективе;
основам рефлексивного чтения;
ставить
проблему,
аргументировать
её
актуальность;
самостоятельно проводить исследование на
основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях
событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки
гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)
и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные
УУД:










ИКТкомпетенции:

Работа с
текстом:
преобразование
и
интерпретация
информации









формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью;
строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
использовать адекватные языковые средства для отображения
своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.










ориентироваться в содержании текста и понимать его 
целостный смысл: определять главную тему, выбирать из
текста
или
придумать
заголовок,
соответствующий
содержанию, находить в тексте требуемую информацию
умение воспроизводить прослушанный или 
прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план,
пересказ)
сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера;
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;

учитывать и координировать отличные от
собственной
позиции
других
людей
в
сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
продуктивно разрешать конфликты на основе
учёта интересов и позиций всех участников;
брать на себя инициативу в организации
совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого
зависит достижение цели в совместной
деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию;
получить опыт проектирования
дизайна сообщений в соответствии с его
задачами и средствами доставки;
научиться понимать сообщения,
используя при его восприятии внутренние и
внешние ссылки, различных инструментов
поиска.
анализировать изменения своего
эмоционального состояния в процессе чтения,
получения
и
переработки
полученной
информации и ее осмысления;
выявлять
имплицитную
информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией
текста, анализа «подтекста» (использованных
языковых средств и структуры текста);

Предметные
результаты

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:


объяснять механизм рыночного регулирования
экономики и характеризовать роль государства в регулировании
экономики;

понимать и правильно использовать основные
экономические термины;

распознавать на основе приведенных данных
основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их;

характеризовать поведение производителя и
потребителя как основных участников экономической
деятельности;

применять
полученные
знания
для
характеристики экономики семьи;

анализировать
несложные
статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные
суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической
жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный
социальный опыт;

анализировать с позиций обществознания
сложившиеся практики и модели поведения потребителя
объяснять механизм рыночного регулирования экономики и
характеризовать роль государства в регулировании экономики;

понимать и правильно использовать основные
экономические термины;
получать социальную информацию об экономической жизни
общества из адаптированных источников различного типа.


формулировать и аргументировать
собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на
обществоведческие знания и социальный опыт.

наблюдать
и
интерпретировать
явления и события, происходящие в социальной
жизни, с опорой на экономические знания;

характеризовать
тенденции
экономических изменений в нашем обществе;

анализировать
с
позиций
обществознания сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;

решать познавательные задачи в
рамках
изученного
материала,
отражающие
типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека.

осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд);

систематизировать, анализировать и
обобщать
неупорядоченную
социальную
информацию;

различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;

оценивать
действия
субъектов
социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;


подготовить устное выступление,
творческую
работу
по
социальной
проблематике;

Целевые приоритеты воспитания
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за своё собственное будущее.

Содержание программы учебного предмета
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество»,
«Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Раздел 1. ОБЩЕСТВО
Тема 1. Общество
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество как динамичная система. Взаимосвязь общества и природы.

Сферы общественной жизни
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Общественные отношения.
Многовариантность общественного развития.
Типология общества. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное)
общество. Понятие общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Научно-техническая революция (НТР) и ее социальные
последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества
Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Тема 1. Культура и духовная жизнь
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Доминирующая культура: суб- и контркультуры. Средства массовой
информации. Искусство, его формы, основные направления
Тема 2. Наука
Образование и самообразование. Социальная и личностная значимость образования. Мораль, ее категории. Нравственная культура.
Тенденции духовной жизни современной России.
Религия как феномен культуры. Роль религии в жизни общества. Религиозное сознание и религиозные ценности. Мировые религии.
Раздел 3. ЧЕЛОВЕК
Тема 1. Человек
Антропогегез: теория происхождения человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие
человека. Индивид, индивидуальность, личность
Человек как личность, ее социализация и воспитание. Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и
ответственность личности
Тема 2. Деятельность
Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение.
Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения.
Раздел 4. ПОЗНАНИЕ
Тема 1. Познание мира
Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Истина и ее критерии. Агностицизм. Объективная истина. Субъективная истина. Относительность истины.
Тема 2. Многообразие форм человеческого познания
Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований. Ненаучное познание. Социальное познание.
Исторические факты, их интерпретация и оценка. Науки о человеке и обществе.

Раздел 5. ПОЛИТИКА
Тема 1. Политика и ее роль в жизни человека
Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Структура политической сферы. Власть, ее происхождение и виды.
Разделение властей. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат.
Национально-государственное устройство.
Тема 2. Политическое участие граждан
Избирательные системы. Выборы, референдумы. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология.
Тема 3. Политический режим
Типы политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.
Тема 4. Политическое участие граждан
Местное самоуправление. Гражданское общество. Правовое государство. Признаки правового государства. Политическая жизнь
современной России. Политическая культура Политические знания. Политические ценностные ориентации. Способы практических
политических действий. Охлократия. Политическое сознание.
Раздел 6. ЭКОНОМИКА
Тема 1. Экономика: наука и хозяйство
Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы. Правомочия собственника.
Тема 2. Экономические системы
Традиционная экономика. Командно-административная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Рынок. Многообразие
рынков. Спрос и предложение.
Тема 3. Денежно-кредитная политика
Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Налоговая политика. Государственный бюджет. Тема 4.
Экономика потребителя
Экономика производителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и
экономический рост. Безработица. Виды безработицы. Россия в условиях рыночной экономики.
Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 1. Социальные отношения и взаимодействия
Многообразие социальные групп, их классификации. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация
Социальная стратификация. Социальная мобильность. Вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильность. Люмпены. Маргиналы.
Тема 2. Социальные нормы
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль и самоконтроль.
Тема 3. Семья и брак как социальные институты
Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.

Тема 4. Этнические общности
Межнациональные отношения. Национальное самосознание. Социальный конфликт и пути его разрешения. Шовинизм. Толерантность.
Национальная политика.
Раздел 8. ПРАВО
Тема 1. Право в системе социальных норм
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты.
Правоотношения. Правонарушения
Правоспособность и дееспособность. Правонарушение и виды. Вина. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 2. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Федеративное устройство. Президент Российской Федерации. Федеральное
собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное самоуправление.
Тема 3. Нормы права
Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового,
семейного и уголовного права в
Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи.
Тема 4. Отрасли права
Тема 5. Правовая культура. Правовые знания. Уважение к праву и закону. Правомерное поведение.

Тематическое планирование

Название темы

№

Количество
часов

1.

Общество.

3

2

Сфера духовной культуры.

3

3.

Человек

3

4.

Познание

3

5.

Экономическая сфера.

5

6.

Социальная сфера.

5

7.

Политическая сфера.

5

8.

Право.

7

Итого

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».