МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодежи Республики Крым Сакский муниципальный район МБОУ "Вересаевская средняя школа" РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Левицкая Е.Н. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Минина К.А.. «30»августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Вересаевская средняя школа» от 31.08.2023 г. № 225 ________ Загарина Я.А РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» (базовый уровень) для обучающихся 5-9 классов (Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370) Вересаево, 2023 Планируемые результаты освоения программы по родному языку (крымскотатарскому) на уровне основного общего образования. В результате изучения родного языка (крымскотатарского) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном языке (крымскотатарском); неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном языке (крымскотатарском); готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного языка (крымскотатарского) в жизни народа, проявление интереса к познанию родного языка (крымскотатарского), к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному языку (крымскотатарскому), к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном языке (крымскотатарском), сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку (крымскотатарскому) являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современног о крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты изучения родного языка (крымскотатарского). К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: иметь представление о родном языке (крымскотатарском) как средстве общения и основе существования народа, объяснять значение родного языка (крымскотатарского); владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы; работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять простой план текста; различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи; использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного); характеризовать звуки родного языка (крымскотатарского), понимать различие между звуком и буквой; соблюдать нормы орфоэпии родного языка (крымскотатарского); оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы; применять знания по орфографии в практике правописания; объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова; распознавать синонимы, антонимы, омонимы; пользоваться на практике разными видами лексических словарей; проводить лексический анализ слов (в рамках изученного); распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие); правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово; проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике в практике правописания; владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации; определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нём главное и зависимое слово; определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений; определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого, находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство); находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как средства коммуникации и самовыражения; составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте; создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта; характеризовать лексику родного языка (крымскотатарского) с точки зрения её происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков; определять в тексте лексику с точки зрения её употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов; распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок; использовать лексические словари родного языка (крымскотатарского), словарь фразеологизмов; использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи; характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды, синтаксическую роль); правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков; воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы; составлять сложный план собственного высказывания; писать изложение и сочинение по простому и сложному плану; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи; характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль); правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие; распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции; правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: определять и формулировать роль родного языка (крымскотатарского) в современном мире; определять роль родного языка (крымскотатарского) в ряду других родных языков народов Российской Федерации; создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта; передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных текстов, сочетающих в себе разные функциональносмысловые типы речи; иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы, протокол); находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания; различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; различать односоставные и двусоставные предложения; находить в тексте неполные предложения; правильно ставить знаки препинания в простом неосложнённом предложении; выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов; распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения; сопоставлять и разграничивать определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные односоставные предложения; находить в тексте однородные члены предложения; определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных членах; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; понимать основные функции обращения; правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения; различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению; пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое; различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными членами предложения; К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: определять роль родного языка в развитии личности; владеть разными видами речевой деятельности; создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины; писать доклад или реферат на морально-этическую тему; сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении; выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы, заявление, автобиография); классифицировать сложные предложения на сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные; характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать; применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях; распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения; конструировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте; различать основные виды сложноподчинённых предложений; анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений разных видов; употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать; применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях; выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений; употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать; использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями; разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи; правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно употреблять их в речи; распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь; строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой речи в косвенную речь; осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: 1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья. 4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; 6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. 7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. 9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. 10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Содержание обучения в 5 классе. Язык, общие сведения о языке. Язык как средство общения. Роль языка в жизни человека. Родной язык – основа существования народа. Значение изучения крымскотатарского языка. Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо, говорение), монолог и диалог, устная и письменная речь: правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность, логика). Текст, части текста. Составление плана (простого) к готовому тексту. Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте (союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова). Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические ошибки. Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь, описание предметов, животных, простая форма рассуждения. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Знаки препинания в конце предложения. Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения, вводные слова, обращение и знаки препинания при них. Диалог, прямая речь, знаки препинания при них. Фонетика и правописание. Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки, особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарём. Орфографические ошибки. Слог. Ударение. Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широки е, и узкие звуки. Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах. Лексикология. Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарём. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов. Содержание обучения в 6 классе. Язык, общие сведения о языке. Богатство и красота крымскотатарского языка. Речь и общение. Речевая деятельность. Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и кому говорит. Тема, идея, цель и их роль. Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация, развязка. Способы связи слов в тексте. Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к готовому тексту, простой план к своему высказыванию. Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому стилю. Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты, природы. Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение разных по стилю текстов, типы речи и жанры. Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров. Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и развёрнутое: выбор из произведений художественной литературы отрывков с описанием комнаты, здания. Развёрнутое изложение (устное) научного стиля. Диалог: из жизни обучающегося. Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и сочинение-рассуждение, работа над рисунком. Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека. Работа с рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинениерассуждение). Развернутое изложение в научном стиле. Устный ответ на уроках. Сочинение-рассуждение на тему языка. Документы. Рабочий план, объявление. Лексикология и фразеология. Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова. Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы, профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов. Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов. Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи. Словообразование. Состав слова. Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных. Морфология. Общие сведения о частях речи Существительное: общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль. Категории существительного. Образование существительных: притяжательные сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы, изменения существительных по падежам. Способы образования существительных и их правописание. Прилагательное: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль, относительные и качественные прилагательные, степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степени, уменьшительные и увеличительные прилагательные, способы образования прилагательных, прилагательные, образованные синтаксическим способом, парные и сложные прилагательные. Использование прилагательных в речи. Использование в речи сравнительной и превосходной степеней прилагательного. Числительные: общие сведения, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению: количественные, порядковые, дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. Использование в речи числительных для обозначения даты, времени. Содержание обучения в 7 классе. Язык, общие сведения о языке. Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков. Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека, рассуждение. Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста. Изложение (по простому и сложному плану). Развёрнутое изложение (устное и письменное). Изложение текстов с описанием человека. Развёрнутое изложение (устное) текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога. Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение. По предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута. Официально-деловая документация. Расписка. Морфология. Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений. Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений. Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Залоги глаголов. Наклонения глаголов. Образование глаголов. Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов. Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации. Образование причастий и правописание. Правильное использование причастного оборота в речи и при письме. Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы образования деепричастий и правила правописания. Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование деепричастного оборота в речи. Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их правила правописания. Правильное использование наречий в речи. Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и их правописание. Использование предлогов в речи. Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном предложении. Правила правописания союзов. Использование союзов в речи. Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц. Выразительно читает предложения с частицами. Междометия: общие сведения, правописание междометий, знаки пунктуации. Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно. Содержание обучения в 8 классе. Язык, общие сведения о языке. Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации. Речь и общение. Речевая деятельность. Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение). Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах. Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю. Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые изложения. Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач). Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме. Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы (публицистический стиль). Устное и письменное сочинение-повествование. Документы. Протокол. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование словосочетаний и предложений в речи. Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и двусоставные предложения. Неполные предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в предложении. Использование предложений в речи с правильной интонацией. Двусоставные предложения. Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Использование в речи двусоставных предложений. Односоставные предложения. Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым: определённо-личные, безличные, обобщённо-личные, неопределённо-личные. Односоставные назывные предложения. Использование в речи односоставных и двусоставных предложений. Осложнённые предложения. Предложения с однородными членами, предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при однородных членах. Роль интонации в предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения, грамматически связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями. Содержание обучения в 9 классе. Язык, общие сведения о языке. Роль родного языка в развитии личности. Речь и общение. Речевая деятельность. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи. Аудирование. Слушание и понимание различных текстов. Чтение. Выразительное чтение различных текстов. Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием. Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему. Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему. Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на морально-этическую тему. Документы. Заявление. Автобиография. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение: союзные и бессоюзные, сложноподчинённые и сложносочинённые. Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении. Использование в речи сложносочинённых предложений. Сложноподчинённые предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчинённых предложений. Правила пунктуации. Интонация сложноподчинённого предложения. Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация бессоюзного сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации. Интонация предложений с различными видами связи. Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки препинания. Цитаты и знаки пунктуации при них. Интонация в диалоге и при прямой речи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Разделы Кол-во часов 1 Вводный. Кириш 1 2 Повторение. Текрарлав 1 3 Синтаксис и пунктуация. Синтаксис ве пунктуация 7 Из них УРР В том числе К.р. Дата 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=vwB13 ZeuVuM https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html https://www.crimeantatars.club/education/l earning-language/test-proverte-svoe- 4 Прямая речь. Диалог 2 5 Фонетика 5 6 Лексикология 1 Итого 1 1 17 2 2 Кол-во часов Из них УРР В том числе К.р Дата znanie-krymskotatarskogo-yazyka https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai n/288080 https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start /267756/ 6 класс № Разделы 1 Вводный 1 2 Повторение 2 3 Словарный состав 2 4 Лексика и фразеология 2 5 Имя существительное 5 6 Имя прилагательное 2 7 Числительное 1 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.crimeantatars.club/education/l earning-language/test-dialektykrymskotatarskogo-yazyka https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html https://www.crimeantatars.club/education/l earning-language/test-proverte-svoeznanie-krymskotatarskogo-yazyka https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai n/288080 https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start /267756/ https://infourok.ru/prezentaciya-k- 8 Текст. Деловые бумаги 1 9 Повторение 1 Итого obobschayuschemu-uroku-pokrimskotatarskomu-yaziku-sifat704576.html https://www.crimeantatars.club/education/l earning-language/samyerasprostranyonnye-oshibki-vkrymskotatarskoj-rechi https://www.crimeantatars.club/education/l earning-language/qirimtatar-tili-aqqinda12-meraqli-fakt 17 2 2 Кол-во часов Из них УРР В том числе К.р. Дата 7 класс № Разделы 1 Повторение 2 2 Местоимение 3 3 Глагол 6 4 Деепричастие 1 5 Отглагольное имя 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=vwB13 ZeuVuM https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html https://www.crimeantatars.club/education/l earning-language/test-proverte-svoeznanie-krymskotatarskogo-yazyka https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai n/288080 https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html 6 Причастие 2 7 8 Наречие Служебные части речи 1 1 1 17 2 2 Кол-во часов Из них УРР В том числе К.р. Дата Итого 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start /267756/ https://youtu.be/0dv86PulK8w https://myslide.ru/presentation/yardymdzhy -syozler-munasebetchiler 8 класс № Разделы 1 Вводный. Кириш 1 2 Повторение. Текрарлав 4 1 3 Синтаксис и пунктуация. Синтаксис ве пунктуация 29 5 4 34 6 4 Кол-во часов Из них УРР В том числе К.р. Дата 1 Итого Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=vwB13 ZeuVuM https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-pokrimskotatarskomu-yaziku-na-temudzhumle-1065680.html 9 класс № Разделы 1 Вводный урок. Кириш. 1 2 Повторение. Текрарлав. 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=vwB13 ZeuVuM https://infourok.ru/prezentaciya-po- 3 Сложные предложения. Муреккеп джумле 1 4 Сложносочинённые предложенияТизме муреккеп джумлелер. Бессоюзные сложные предложения.Багълайыджысыз муреккеп джумлелер Сложные предложения с разными видами связи. Прямая речь. Диалог. Чешит багъ васталы муреккеп джумлелер. Кочюрильме ве къыя лаф. Сложноподчинённые предложения.Табили муреккеп джумлелер. Повторение.Текрарлав 4 5 6 7 8 Итого 1 1 2 krymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html https://www.crimeantatars.club/education/l earning-language/test-proverte-svoeznanie-krymskotatarskogo-yazyka https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai n/288080 https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html 8 2 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start /267756/ 14 3 1 https://youtu.be/0dv86PulK8w 3 https://myslide.ru/presentation/yardymdzhy -syozler-munasebetchiler 3 34 7