Родной язык (крымскотатарский)5-9 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Левицкая Е.Н.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. № 225
________ Загарина Я.А

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»
(базовый уровень)
для обучающихся 5-9 классов

(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370)

Вересаево, 2023

Планируемые результаты освоения программы по родному языку (крымскотатарскому) на уровне основного общего образования.
В результате изучения родного языка (крымскотатарского) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном языке (крымскотатарском);
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном языке (крымскотатарском);
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного языка
(крымскотатарского) в жизни народа, проявление интереса к познанию родного языка (крымскотатарского), к истории и культуре своего народа, края,
страны, других народов России, ценностное отношение к родному языку (крымскотатарскому), к достижениям своего народа и своей Родины – России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном языке (крымскотатарском), сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку (крымскотатарскому) являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современног о
крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с

использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты изучения родного языка (крымскотатарского).
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
иметь представление о родном языке (крымскотатарском) как средстве общения и основе существования народа, объяснять значение родного
языка (крымскотатарского);
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского
опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или
прослушанный текст, составлять простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в
практике создания текста (в рамках изученного);
характеризовать звуки родного языка (крымскотатарского), понимать различие между звуком и буквой;
соблюдать нормы орфоэпии родного языка (крымскотатарского);
оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нём главное и зависимое слово;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство);

находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами, правильно
ставить знаки препинания в предложениях с ними;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как средства коммуникации и самовыражения;
составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
характеризовать лексику родного языка (крымскотатарского) с точки зрения её происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка
и других языков;
определять в тексте лексику с точки зрения её употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику
ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного языка (крымскотатарского), словарь фразеологизмов;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их
классификацию, функции в речи;
характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные.
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их
классификацию, функции в речи;
характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции;
правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять и формулировать роль родного языка (крымскотатарского) в современном мире;
определять роль родного языка (крымскотатарского) в ряду других родных языков народов Российской Федерации;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных текстов, сочетающих в себе разные функциональносмысловые типы речи;
иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы, протокол);

находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании,
проводить синтаксический анализ словосочетания;
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
различать односоставные и двусоставные предложения;
находить в тексте неполные предложения;
правильно ставить знаки препинания в простом неосложнённом предложении;
выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов;
распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой практике,
заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;
сопоставлять и разграничивать определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные односоставные
предложения;
находить в тексте однородные члены предложения;
определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных
членах;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
понимать основные функции обращения;
правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в
соответствии со сферой и ситуацией общения;
различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению;
пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;
различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными членами
предложения;
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
определять роль родного языка в развитии личности;
владеть разными видами речевой деятельности;
создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с
использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины;
писать доклад или реферат на морально-этическую тему;
сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении;
выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы, заявление, автобиография);
классифицировать сложные предложения на сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные;
характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного
предложения;
употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях;
распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей

сложноподчинённого предложения;
конструировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте;
различать основные виды сложноподчинённых предложений;
анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений разных видов;
употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях;
выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства
связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений;
употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи;
правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно
употреблять их в речи;
распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;
строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования
прямой речи в косвенную речь;
осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир.

9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Содержание обучения в 5 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Язык как средство общения. Роль языка в жизни человека.
Родной язык – основа существования народа. Значение изучения крымскотатарского языка.
Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо, говорение), монолог и диалог, устная и письменная речь:
правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность, логика).
Текст, части текста. Составление плана (простого) к готовому тексту.
Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте (союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова).
Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические
ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь, описание предметов, животных, простая форма рассуждения.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное. Знаки препинания в конце предложения.
Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.
Однородные члены предложения, вводные слова, обращение и знаки препинания при них.
Диалог, прямая речь, знаки препинания при них.
Фонетика и правописание.
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки, особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е.
Знакомство с орфографическим словарём. Орфографические ошибки. Слог. Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные звуки. Буквы, обозначающие и широки е, и узкие звуки.
Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в заимствованных словах.
Лексикология.
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарём.
Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.
Содержание обучения в 6 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Богатство и красота крымскотатарского языка.
Речь и общение. Речевая деятельность.

Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Общие сведения об общении: кто говорит, с кем и кому
говорит. Тема, идея, цель и их роль.
Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация, развязка. Способы связи слов в тексте.
Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к готовому тексту, простой план к своему высказыванию.
Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому стилю.
Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты, природы. Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование: чтение
разных по стилю текстов, типы речи и жанры.
Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров.
Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и развёрнутое: выбор из произведений художественной литературы отрывков с
описанием комнаты, здания. Развёрнутое изложение (устное) научного стиля.
Диалог: из жизни обучающегося.
Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание и сочинение-рассуждение, работа над рисунком.
Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека. Работа с рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинениерассуждение). Развернутое изложение в научном стиле. Устный ответ на уроках. Сочинение-рассуждение на тему языка. Документы. Рабочий план,
объявление.
Лексикология и фразеология.
Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова. Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы,
профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов.
Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов.
Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи.
Словообразование. Состав слова.
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в
крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных.
Морфология. Общие сведения о частях речи
Существительное: общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль. Категории существительного. Образование существительных:
притяжательные сказуемные, уменьшительно-ласкательные суффиксы, изменения существительных по падежам. Способы образования существительных
и их правописание.
Прилагательное: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль, относительные и качественные прилагательные, степени сравнения
прилагательных: сравнительная и превосходная степени, уменьшительные и увеличительные прилагательные, способы образования прилагательных,
прилагательные, образованные синтаксическим способом, парные и сложные прилагательные. Использование прилагательных в речи. Использование в
речи сравнительной и превосходной степеней прилагательного.
Числительные: общие сведения, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению:
количественные, порядковые, дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. Использование в речи числительных для
обозначения даты, времени.
Содержание обучения в 7 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.

Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи. Разные способы
чтения. Повторение о типах речи. Описание человека, рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста.
Изложение (по простому и сложному плану). Развёрнутое изложение (устное и письменное). Изложение текстов с описанием человека.
Развёрнутое изложение (устное) текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога.
Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека. Устное в форме диспута сочинение-рассуждение. По
предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.
Морфология.
Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений. Использование в речи местоимений. Правильное
использование в речи личных местоимений.
Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее
время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Залоги глаголов. Наклонения глаголов.
Образование глаголов.
Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов.
Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации.
Образование причастий и правописание.
Правильное использование причастного оборота в речи и при письме.
Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы образования
деепричастий и правила правописания.
Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование деепричастного оборота в речи.
Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их правила
правописания.
Правильное использование наречий в речи.
Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и их правописание.
Использование предлогов в речи.
Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном предложении. Правила правописания союзов.
Использование союзов в речи.
Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц.
Выразительно читает предложения с частицами.
Междометия: общие сведения, правописание междометий, знаки пунктуации.
Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно.
Содержание обучения в 8 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в современной России и мире. Роль крымскотатарского языка в ряду других родных языков народов Российской
Федерации.

Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах.
Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развёрнутые изложения.
Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания исторических
памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы (публицистический стиль). Устное и
письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Предложение.
Состав и строение словосочетаний и предложений. Использование словосочетаний и предложений в речи.
Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и
двусоставные предложения. Неполные предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Порядок слов в предложении.
Знаки препинания в предложении.
Использование предложений в речи с правильной интонацией.
Двусоставные предложения.
Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Использование в речи двусоставных предложений.
Односоставные предложения.
Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым: определённо-личные, безличные,
обобщённо-личные, неопределённо-личные. Односоставные назывные предложения.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
Осложнённые предложения.
Предложения с однородными членами, предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при
однородных членах. Роль интонации в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения, грамматически
связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Использование в речи предложений с
обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями.
Содержание обучения в 9 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Роль родного языка в развитии личности.
Речь и общение. Речевая деятельность.

Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи.
Аудирование. Слушание и понимание различных текстов.
Чтение. Выразительное чтение различных текстов.
Изложение (по сложному плану). Изложение с творчески заданием.
Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему.
Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему.
Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на морально-этическую тему.
Документы. Заявление. Автобиография.
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение: союзные и бессоюзные, сложноподчинённые и сложносочинённые.
Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в предложении.
Использование в речи сложносочинённых предложений.
Сложноподчинённые предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчинённых предложений. Правила пунктуации.
Интонация сложноподчинённого предложения.
Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации.
Интонация предложений с различными видами связи.
Прямая речь. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Диалог и знаки препинания. Цитаты
и знаки пунктуации при них.
Интонация в диалоге и при прямой речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

№

Разделы

Кол-во
часов

1

Вводный. Кириш

1

2

Повторение. Текрарлав

1

3

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис ве
пунктуация

7

Из них
УРР

В том числе
К.р.
Дата

1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=vwB13
ZeuVuM
https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html
https://www.crimeantatars.club/education/l
earning-language/test-proverte-svoe-

4

Прямая речь. Диалог

2

5

Фонетика

5

6

Лексикология

1

Итого

1
1

17

2

2

Кол-во
часов

Из них
УРР

В том числе
К.р
Дата

znanie-krymskotatarskogo-yazyka
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai
n/288080
https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start
/267756/

6 класс
№

Разделы

1

Вводный

1

2

Повторение

2

3

Словарный состав

2

4

Лексика и фразеология

2

5

Имя существительное

5

6

Имя прилагательное

2

7

Числительное

1

1
1

1
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.crimeantatars.club/education/l
earning-language/test-dialektykrymskotatarskogo-yazyka
https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html
https://www.crimeantatars.club/education/l
earning-language/test-proverte-svoeznanie-krymskotatarskogo-yazyka
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai
n/288080
https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start
/267756/
https://infourok.ru/prezentaciya-k-

8

Текст. Деловые бумаги

1

9

Повторение

1

Итого

obobschayuschemu-uroku-pokrimskotatarskomu-yaziku-sifat704576.html
https://www.crimeantatars.club/education/l
earning-language/samyerasprostranyonnye-oshibki-vkrymskotatarskoj-rechi
https://www.crimeantatars.club/education/l
earning-language/qirimtatar-tili-aqqinda12-meraqli-fakt

17

2

2

Кол-во
часов

Из них
УРР

В том числе
К.р.
Дата

7 класс
№

Разделы

1

Повторение

2

2

Местоимение

3

3

Глагол

6

4

Деепричастие

1

5

Отглагольное имя

1

1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=vwB13
ZeuVuM
https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html
https://www.crimeantatars.club/education/l
earning-language/test-proverte-svoeznanie-krymskotatarskogo-yazyka
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai
n/288080
https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html

6

Причастие

2

7
8

Наречие
Служебные части речи

1
1

1

17

2

2

Кол-во
часов

Из них
УРР

В том числе
К.р.
Дата

Итого

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start
/267756/
https://youtu.be/0dv86PulK8w
https://myslide.ru/presentation/yardymdzhy
-syozler-munasebetchiler

8 класс
№

Разделы

1

Вводный. Кириш

1

2

Повторение. Текрарлав

4

1

3

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис ве
пунктуация

29

5

4

34

6

4

Кол-во
часов

Из них
УРР

В том числе
К.р.
Дата

1

Итого

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=vwB13
ZeuVuM
https://infourok.ru/prezentaciya-pokrymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html
https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-pokrimskotatarskomu-yaziku-na-temudzhumle-1065680.html

9 класс
№

Разделы

1

Вводный урок. Кириш.

1

2

Повторение. Текрарлав.

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=vwB13
ZeuVuM
https://infourok.ru/prezentaciya-po-

3

Сложные предложения. Муреккеп джумле

1

4

Сложносочинённые предложенияТизме
муреккеп джумлелер.
Бессоюзные сложные
предложения.Багълайыджысыз муреккеп
джумлелер
Сложные предложения с разными видами
связи. Прямая речь. Диалог. Чешит багъ
васталы муреккеп джумлелер. Кочюрильме
ве къыя лаф.
Сложноподчинённые предложения.Табили
муреккеп джумлелер.
Повторение.Текрарлав

4

5

6

7
8
Итого

1

1

2

krymskotatarskomu-yazyku-syozcheshitleri-4562141.html
https://www.crimeantatars.club/education/l
earning-language/test-proverte-svoeznanie-krymskotatarskogo-yazyka
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/mai
n/288080
https://infourok.ru/kimi-kl-pokrimskotatarskomu-yaziku-2579758.html

8

2

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/start
/267756/

14

3

1

https://youtu.be/0dv86PulK8w

3

https://myslide.ru/presentation/yardymdzhy
-syozler-munasebetchiler

3
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».