Родной язык (крымскотатарский) 10-11 кл.(2023-2024)

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Левицкая Е.Н.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. № 225
________ Загарина Я.А

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»
(базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372)
Вересаево, 2023

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы среднего общего образования по родному языку
(крымскотатарскому) должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества; расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2. Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, родной язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
3. Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность адекватно оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;

3

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии
с традициями народов России.
4. Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества, в том числе словесного;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по родному крымскотатарскому языку.
5. Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6. Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, переводчиков, педагогов; умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7. Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на

4

диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность по родному языку
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися Примерной рабочей программы по родному языку
(крымскотатарскому) среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации;
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты, учитывая собственный читательский и жизненный опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по родному языку (крымскотатарскому) для среднего общего образования
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения, в том числе на материале русского
родного языка;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия рассматриваемых явлений и процессов;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия при выполнении проектов
по родному языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;

5

2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в контексте изучения предмета «Родной язык
(крымскотатарский)», навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания, в том числе по родному крымскотатарскому языку, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (текст, презентация, таблица, схема, диаграмма, график и др.);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родного языка и во внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;

6

владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку зрения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке родного языка и во внеурочной деятельности;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, развивать творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
самостоятельно составлять план действий при анализе и создании текста, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

7

признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Язык и культура
Осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; смысл понятия «традиционные (крымскотатарские)
духовно-нравственные ценности»; объяснять роль русского языка в сохранении традиционных крымскотатарских духовно-нравственных
ценностей.
Осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного языка (крымскотатарского) во всех
сферах жизни; иметь представление о языковом многообразии Российской Федерации; проявлять уважительное отношение к национальным
культурам и языкам народов России.
Осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах русской культуры и их основных
разрядах; анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нём ключевых слов русской культуры (в рамках
изученного).
Иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов
слов и устойчивых словосочетаний в процессе исторического развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры.
Извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях
крымскотатарского быта и мировоззрения крымскотатарского народа.
Культура речи
Осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой
нормы (в рамках изученного).
Иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека.
Иметь представление об изменениях орфоэпических норм современного крымскотатарского литературного языка, актуальных вариантах
орфоэпической и акцентологической норм современного крымскотатарского литературного языка; анализировать примеры вариантов
произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного) с опорой на словарные
пометы в орфоэпических словарях ХХI в.
Иметь представление об изменениях лексических норм современного крымскотатарского литературного языка, осознавать и объяснять
причины их изменений; понимать значение словарных помет в толковых словарях ХХI в. (в рамках изученного).
Иметь представление об изменениях морфологических норм современного крымскотатарского литературного языка; анализировать и
сопоставлять варианты форм имени существительного, глагола.
Иметь представление об орфографической вариативности в современном крымскотатарском языке, орфографическом варианте;
анализировать орфографические варианты (на отдельных примерах).

8

Анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного крымскотатарского литературного языка чужую и
собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические
словари и справочники русского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа; как памятнике культуры.
Иметь представление о новых форматах текстов, функционирующих в цифровой среде; об их отличиях от традиционных текстов; о
возможностях использования в текстах различных знаковых систем; об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и
диалогизации общения.
Владеть основными стратегиями, приёмами оптимизации процессов чтения и понимания текста. Осуществлять информационную
переработку линейных текстов и гипертекстов. Использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного и/или
услышанного текста при создании вторичных текстов.
Иметь представление о специфике устной речи. Осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации.
Иметь представление о коммуникации в Рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние крымскотатарского
языка и тенденции его развития; владеть культурой электронного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
Язык и культура
Иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии крымскотатарского языка новейшего периода и
комментировать их (в рамках изученного); приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии крымскотатарского
языка.
Иметь представление о цифровой (виртуальной, электронно-опосредованной) коммуникации и её формах, комментировать её основные
особенности; характеризовать основные отличия устно-письменной разновидности электронной речи от традиционной письменной речи (в
рамках изученного); анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров (блог, форум, чат и др.).
Комментировать активные процессы в развитии лексики крымскотатарского языка в XXI в., характеризовать особенности процесса
заимствования иноязычной лексики и основные способы её освоения русским языком в новейший период его развития (в рамках
изученного).
Определять значения новейших иноязычных лексических заимствований (с использованием словарей иностранных слов), оценивать
целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные слова.
Иметь представление об актуальных способах создания морфологических и семантических неологизмов в крымскотатарском языке
новейшего периода; определять значения и способы словообразования морфологических неологизмов, характеризовать пути образования
сематических неологизмов (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры.

9

Объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии крымскотатарского
языка новейшего периода; определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных
примерах, в рамках изученного), принадлежности к определённому тематическому разряду, особенностей употребления.
Культура речи
Иметь представление об изменениях синтаксических норм современного крымскотатарского литературного языка, современных
вариантах синтаксической нормы; анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с управлением, согласованием сказуемого с
подлежащим; анализировать колебания в употреблении предлогов.
Иметь представление о факультативных, альтернативных знаках препинания; анализировать примеры использования факультативных
знаков препинания в текстах.
Иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения; характеризовать основные
виды делового общения (в рамках изученного); анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных
деловых разговорах с учётом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения; делать выводы об
особенностях эффективного делового речевого взаимодействия.
Характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках изученного); анализировать деловое письмо как текст
официально-делового стиля; создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами
официально-делового стиля (в рамках изученного).
Характеризовать особенности учебно-научного общения; анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном
общении, с учётом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения.
Анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с
условиями и сферой общения; создавать монологические и диалогические высказывания с учётом особенностей делового и учебно-научного
общения.
Осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка; анализировать речевое поведение человека в ситуации
противостояния речевой агрессии.
Использовать современные толковые словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; орфоэпические словари, грамматические
словари и справочники крымскотатарского языка; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений. Распознавать прецедентные тексты,
высказывания, ситуации, имена; характеризовать их место в культурном наследии.
Характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах. Выявлять роль иллюстративного материала в
содержательном наполнении несплошных текстов разных видов.
Распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения. Осуществлять информационную переработку

10

вербальных и невербальных инструкций.
Владеть приёмами работы с текстами публицистического стиля; характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в
текстах публицистического стиля. Распознавать информационные ловушки.
Различать основные жанры интернет-коммуникации. Иметь представление о блогосфере. Владеть средствами создания коммуникативного
комфорта.
Характеризовать традиции и новаторство в художественных текстах. Иметь представление о стилизации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС
Общие сведения о языке.
Общие сведения о крымскотатарском языке. Крымскотатарский язык – национальное достояние крымскотатарского народа.
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства крымскотатарского языка.
Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного
крымскотатарского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление
устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Состав слова и словообразование.
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологический способ словообразования. Синтаксический способ словообразования.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы крымскотатарской орфографии.
Правописание сложных и парных слов.
Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические возможности частей речи. Правописание сложных и
парных существительных, морфологический и синтаксический способы образования прилагательных, их правописание, правописание

11

порядковых числительных, категория времени у глаголов, морфологический и синтаксический способы образования глаголов и их
правописание, служебные части речи и их правописание.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 11 КЛАСС
Общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в диалоге культур.
История крымскотатарской лингвистики. Исследователи крымскотатарского языка.
Синтаксис и пунктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы пунктуации крымскотатарского языка. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и
сложные. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения
утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены
предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены
предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в
простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложнённое и неосложнённое предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и
неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные
определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при
вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого
предложения. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с
несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

12

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор
бессоюзного сложного предложения. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания.
Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Культура речи.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические.
Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика. Текст.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный
стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов
разных стилей и жанров.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

13

6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» 10 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количест
во часов

Из них
Развитие
речи

ЭОР
Контрольные
работы и
диктанты

1

Введение

1

2

Фонетика

2

2

1

3

Орфография. Лексикология и Фразеология

10

1

1

https://youtu.
be/te4c6EEqP
bc
https://myslid
e.ru/presentat
ion/9-synyf
https://avdet.
org/2017/06/1
5/krymskotat
arskij-yazyk1-zanyatie/

14

4

Морфология: имя существительное, имя
прилагательное, местоимение, имя числительное

8

1

1

5

Морфология: Глагол. Наречие. Служебные части
речи

12

7

1

6

Повторение

1

Итого

34

11

4

https://dzen.r
u/video/watch
/606785cfee2
88d4c7c8601
93?f=d2d
https://dzen.r
u/video/watch
/606785cfee2
88d4c7c8601
93?f=d2d
https://avdet.
org/2017/06/1
5/krymskotat
arskij-yazyk1-zanyatie/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» 11 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количест
во часов

1

Введение

1

2

Фонетика

2

Из них
Развитие
речи

2

ЭОР
Контрольные
работы и
диктанты

1

https://youtu.
be/te4c6EEqP
bc
https://myslid
e.ru/presentat

15

3

Орфография. Лексикология и Фразеология

10

1

1

4

Морфология: имя существительное, имя
прилагательное, местоимение, имя числительное

8

1

1

5

Морфология: Глагол. Наречие. Служебные части
речи

12

7

1

6

Повторение

1

Итого

34

11

4

ion/9-synyf
https://avdet.
org/2017/06/1
5/krymskotat
arskij-yazyk1-zanyatie/
https://dzen.r
u/video/watch
/606785cfee2
88d4c7c8601
93?f=d2d
https://dzen.r
u/video/watch
/606785cfee2
88d4c7c8601
93?f=d2d


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».