Родная литература (крымскотатарская) 5-9 кл.(2023-2024)

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Левицкая Е.Н.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. № 225
________ Загарина Я.А

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»
(базовый уровень)
для обучающихся 5-9 классов
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370)

Вересаево, 2023

2

I. Планируемые результаты учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (крымскотатарская)» на уровне основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (крымскотатарская)» на уровне основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли
крымскотатарского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
проявление интереса к познанию крымскотатарской литературы, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,
народов России в контексте учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; использование различных источников информации (словари,
энциклопедии интернет-ресурсы и др.).
эстетического воспитания:

3

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» должны отражать:
• понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно
художественного содержания произведения;
• владение элементарными литературными терминами;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат
из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
• написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений,
творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
• определять тему и основную мысль произведения;
• пересказывать сюжет, владеть различными видами пересказа;
• характеризовать персонажей , давать их сравнительные характеристики;
• выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними;
• определять авторское отношение к героям и событиям;

4

• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
• представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; • собирать материалы и обрабатывать информацию, эссе,
создание проекта на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.

5

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родная литература (крымскотатарская)»
5 класс
Литература как искусство слова. Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и
образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.
Крымскотатарский фольклор. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле,
народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ
ве манелер). Малые жанры фольклора (Оюн текерлемелери. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Загадки.) Народные сказки.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях
традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных
песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек.
Причина их популярности. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей. Загадки.
Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок. Пословицы и поговорки.
Отражение в пословицах и поговоркахнародной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник
мудрости, знаний о жизни. Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» (одна из
каждого вида по выбору); «Туварджынынъ акъыллы къызы», «Мырзанен ногъай», «Алтыны чокъ, шенълиги ѐкъ»; «Къозлагъан къазан»,
«Тылсымлы таз огълан», «Алим». Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и
фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных
сюжетов.
Народные праздники. (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего
пробуждения природы и начала полевых работ. Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный
вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок.
Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора.
Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня.
Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные
герои, яркость языка.
Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях. Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»). Слово о поэте.
Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье. Образ Родины и средства его воплощения в
лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Вера в
потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и
Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике. Ш. Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге»,
«Тувгъан тилим»; Ю. Кандым «Байрагъым»; И. Абдураман «Меним Ватаным – Къырым», «Ана тилим»; И. Асанин «Бир авуч топракъ»; А.

6

Гирайбай «Меним Къырымым»; Ю. Темиркъая «Тувгъан тиль»; А. Велиев «Ана тилим»; С. Эмин «Ана тили», «Топрагъым» и другие
произведения по выбору учителя.
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
Уроки нравственности. Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих судеб в послевоенное время. Забота о детях,
пострадавших в годы войны. Гуманизм рассказа. И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы» (отрывок). Становление
характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных
жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным. А.Осман.
«Балалар эви янында». Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет произведения. Внутренний мир героев. Э. Амит. «Чанта»,
«Анамнынъ умюти». Становление характера подростка. Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и целеустремленной
сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына. Дж. Гъафар.
«Асанчыкънынъ куньлеринден»; Шерьян Али. «Эдиечик ве Эдип», «Экимизге бир чана», «Селямсыз Саре». Э.Фазыл. «Олсун байрамлар»,
«Насиат» Н.Умеров. «Энъ татлы», «Юзюм, «Анамнынъ дуасы» Р. Муедин. Рассказы «Къабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркъакъ
Къадыр». Нравоучительное содержание произведений. Автор и его отношение к поступкам героев. М.Нузет. «Къартбабамен торуны».
Глубина особенностей национального характера героев в стихотворении.
Теория литературы. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет.
Связь между внешним обликом и поступками героя.
Природа Крыма в произведениях писателей и поэтов. Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее
защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в
произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту
природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные
пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в рассказе. Я. Шакир-Али «Йыртыджы» къушлар», «Денъиз иле ель», «Къартал ве
йырджыкъушлар»; М.Нузет «Озен», «Эчкичик»; О. Амит «Озенде»; Э. Шемьи-заде «Къыш келе», «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында»;
Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси»; Т.Халилов «Акъбардакъ». Э.Амит «Денъиз ташчыкълары», «Ягъмур токътады», «Денъизде
геми ялдай»; М. Дибагъ. «Балкъуртлар» и другие произведения о красоте родной земли (по выбору).
Теория литературы. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.
Сквозь огонь войны прошедшие. Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной
войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателейфронтовиков). Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в
годы войны. С. Эмин. Стихотворения «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта», «Джеллятлар»; Дж. Аметов, Энвер Арифов.
«Абдул Тейфукъ» (отрывок из повести); Р. Халид. Рассказ «Ватан хызметине берильген омюр»; Р. Мурад. Стихотворения «Генералнынъ
икяеси», «Биль джеллят», «Матрос», «Партизанлар геджеси»; А.Умеров. «Ватан къызы» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л. Софу

7

«Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из повести); А. Велиев. «Байракъкъа тамгъан козьяшлар (отрывок из повести) А. Дерменджи. «Баш
эгмегенлер» (отрывок из повести).
Трагические страницы депортации. Черкез-Али. Стихотворения «Ювез», «Тапсам да анамны», «Анамнынъ седасы», «Майренинъ икяеси».
Ш. Селим. Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде», «Къаргъыш». А. Велиев. «Сюргюнлик хатыралар». А.Осман. «Таныш
козьлер». Рассказ о трагических страницах истории крымских татар – депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя. Э.
Умеров. Рассказы «Къара поездлар», «Янъгъызлыкъ», «Рухсет» (один по выбору). Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ». Шерьян Али.
«Хатырылар юкю» (очерк). Ш. Аппазов. Стихотворение «Хатыра». Ш. Рамазанов. «Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из романа). У.
Эдемова. «Айдын геджеде» (отрывок из романа).
теория литературы. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
Содержание обучения в 6 классе.
Литература как искусство слова.
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе. Писатель и его место
в культуре и жизни общества. Человек и литература. Книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное
произведение, статьи об авторе, справочный аппарат).
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные сказки. Сказка и её художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной.
Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных,
поучительных историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.
Литературная сказка.
Э. Селямет «Алтын балта акъкъында масал» («Сказка о золотом топоре»). Творческое использование традиционного сказочного
сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.
Теория литературы. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия
о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
Образ родины и красота родного языка в поэтических произведениях.

8

Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его
великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в
ее счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Б. Чобан-заде, «Догъдым бир эвде» («Родился в одном доме»).
О. Амит «Ватаным меним» («Моя Родина»).
Черкез Али «Ана тилинде лаф этмеген аналаргъа» («Матерям, не говорящим на родном языке»).
Р. Бурнаш «Сакъавланма, эй кадяй» («Не будь косноязыким, брат»).
Теория литературы. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.
Уроки нравственности.
Н. Челебиджихан «Къарылгъачлар дуасы» («Молитва ласточек»). Драматизм произведения.
И. Абдураман, стихотворение «Огют» («Наставление»).
А. Дерменджи «Таир ве Мурат» («Таир и Мурат»). Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на
становление их характера.
Р. Бурнаш, стихотворения «Тенбельнинъ такъдири» («Судьба лентяя»), «Хор олмасын аналар» («Не унижайте матерей»).
Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша. Нравоучительное содержание произведения.
Теория литературы. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер. Речевая характеристика героев.
Родная природа в произведениях писателей и поэтов.
Отражение красоты природы. Тема живописной картины природы и приёмы её раскрытия. Связь человека с окружающим миром.
Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение
чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.
Б. Чобан-заде «Булутлар» («Облака»), «Узакъ тавлар» («Далекие горы»).
Абляй Шамиль Чонгъарлы «Далгъа» («Волна»).
Эшреф Шемьи-заде «Саба» («Утро»), «Чёльде яз акъшамы» («Летний вечер в степи»).
Р. Фазыл «Инсан ве табиат» («Человек и природа»).
Т. Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери». («Тополя дяди Меджита»).
Теория литературы. Место и роль пейзажа в художественном произведении.
Сквозь огонь войны прошедшие.
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении.
Подвиг героев в годы войны
Р. Муедин «Партизанларнен алякъа» («Связь с партизанами») отрывок из романа «Агъыр такъдирлер» («Трудные судьбы»).
Р. Халид «Шинелиме бакъкъанда» («Смотрю на шинель»), «Эскадрон оларакъ» («Эскадрон»).
Трагедия депортации в литературе.

9

Э. Шемьи-заде «Къайгъы» («Печаль»).
Ш. Селим «Яраланъан тюркюлер» («Раненые песни»).
А. Велиев «Такъдир» («Судьба»).
И. Паши «Бельки даа корюширмиз» («Возможно, увидимся»).
С. Эмин «Сен олмасанъ» («Если тебя не будет»).
Содержание обучения в 7 классе.
Литература как искусство слова.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина,
красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль.
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и
душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств.
Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.
Бытовые песни.
Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение
духа народа и его стремления к свободе.
Обрядовые песни.
Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.
Народные приметы.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и
справедливость героя.
Теория литературы. Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи.
Литературный памятник «Надписи во славу Куль-тегина» – один из наиболее известных и художественно совершенных памятников
древнетюркской письменности. Жанровая особенность и идея произведения.

10

Махмуд Крымский «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха») (краткие сведения о поэме). Основа сюжета – кораническая легенда о
пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
Теория литературы. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое
стихосложение. Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки,
литература.
Литература периода Крымского ханства.
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:
Ашык Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор творчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии.
Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.
Джанмухаммед, поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.
Теория литературы. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.
. Литература XVIII – XIX веков.
Создание первичных представлений о периоде.
Эшмырза «Солдатлыкъ йырлары» («Песни о солдатчине»). Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Осуждение невыносимых
условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.
Литература периода «пробуждения».
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман»
(«Переводчик»). И. Гаспринский и дети.
У.Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?» («Что есть в мире»?), «Не керек?» («Что нужно?»), «О недир?»
(«Что это?»). Призыв поэта к молодому поколению. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения – разоблачение
социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.
Я. Шакир-Али «Мектеп ве миллий тиль» («Школа и национальный язык»), «Танъ» («Рассвет»), «Саат» («Время»), «Денъиз ве ель»
(«Ветер и море»). Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики.
Литература XX века.
А. Гирайбай, стихотворение «Татар оджасына» («Татарскому учителю»). Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за
просвещение, его бедственное положение в обществе.
У. Ипчи, рассказ «Куреш» («Борьба»). Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в
произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.

11

Э. Шемьи-заде, стихотворения «Акъшам денъиз ялысында» («Вечерний берег моря»), «Йырларым» («Мои песни»), «Шайлы къыз»
(«Красивая девушка»), «Арыкъбаш этегинде». Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего
мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях.
Ю. Болат «Алим» («Алим») (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров:
честности и благородства.
А. Осман «Аметнинъ козьяшлары» («Слёзы Амета»). Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая
судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.
Р. Муедин «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ» («Асан и Къашкъа»). Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина
всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки.
У. Эдемова «Гъайып аскернинъ анасы» («Мать пропавшего без вести солдата»). Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма
матери, ждущей погибшего сына до последнего.
Теория литературы. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее
художественного произведения.
Содержание обучения в 8 классе.
Литература как искусство слова.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина,
красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и
жизнь.
Крымскотатарский фольклор.
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Легенды «Арзы къыз» («Девушка Арзы»), «Алтын бешик» («Золотая колыбель»).
Теория литературы. Понятие о легенде.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкуку – памятник древнетюркской письменности.
Сейфи Сарайи. Газель.
Литература периода Крымского ханства.
Основные направления поэзии ханского времени.

12

Газайи. Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашык Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности
творчества.
Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения.
Литература XVIII – XIX веков.
Исметий. Слово о поэте. «Кефе дестаны» («Легенда о городе Кефе»). Отражении в дестане трагических событий XIX века.
Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и
беззащитность народа.
Литература периода «пробуждения».
И. Гаспринский, рассказы «Иван ве Сулейман» («Иван и Сулейман»), «Арслан къыз» («Девушка-лев»).
О.Н.-А. Акчокраклы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси» («Мавзолей Ненкеджан»). Историческая основа повести.
Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой
силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» («Не забудется»). Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество
и сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир» («Судьба»). Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье.
Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.
Теория литературы. Поэма.
Литература XX века.
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде» («Тихая татарская степь»), «Ой, сувукъ шу гъурбет» («Ой,
холодна чужбина»), «Дунай таша» («Вышедший из берегов Дунай»), «Яныкъ къавал» («Печальная свирель»).
А. Гирайбай. Жизнь и творчество. Стихотворения «Джигитке» («Юноше»), «Багъчасарай» («Бахчисарай»), «Къарасув» («Карасув»),
«Татар ичюн» («Татарам»).
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!» («Ах, татарская молодежь!»), «Савлыкъман къал, татарлыкъ»,
«Бастырыкъ» («Тюрьма»), «Ёлджу гъарип» («Бедный путник»), «Кобелек» («Бабочка»). Разнообразие тематики. Проблематика и основные
мотивы поэзии: родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Зейнеп тизе» («Тётя Зейнеп»), Основные темы и характеристики образов. Психологическая
глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны.
Э. Шемьи-заде «Озьбекстан балладасы» («Узбекская баллада»). Аллегория как основной приём раскрытия замысла. Тема и идея
произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.

13

Ю. Болат «Арзы къыз» («Девушка Арзы»). Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая
история пьесы.
Теория литературы. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.
Содержание обучения в 9 классе.
Введение.
Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о
литературном процессе.
Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.
Махмуд Кашгари «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник
сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.
«Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» – рукописный словарь, созданный в Солхате).
Махмуд Кырымлы «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха»). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском
Прекрасном Иосифе и его братьях).
Литература периода Крымского ханства.
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:
Газайи «Долап» («Колесо»). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей.
Философские представления о смысле жизни.
Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси».
Литература периода «пробуждения».
И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери («Французские письма») (отдельные главы).
Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и
стилистические особенности романа-эпопеи.
А.С. Айвазов «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!»). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной
героини. Гуманизм рассказа.
Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. «Унутылмаз козьяшлар» («Не забываемые слёзы»).
Теория литературы. Роман. Роман-эпопея.
.Литература XX века.
Ш. Бекторе, стихотворения «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатырдаг!»), «Къырым акъкъында» («О Крыме»), «Татарлыгъым»,
«Миллетнинъ кябеси» («Святилище народа»). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа,
лучшую его судьбу.

14

А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода
1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о
беззащитном.
А. Лятиф-заде, стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде» («Награда»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»).
Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Расткелиш» («Встреча»).
Ю. Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадьба с приключениями»). Творческая и сценическая история пьесы.
Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов.
Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»).
Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и
красотой природы. Чистота помыслов поэта.
Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской
войны, её влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин –
выразитель сущности народного характера.
Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.
III. Тематическое планирование
5 класс
№

Тема учебного занятия, раздела

1

Литература – искусство слова

Колич
ество
часов
1

2

Устное народное творчество

3

3

Крымскотатарские народные праздники

1

4

Образ родины и красота родного языка

3

5

Уроки нравственности

3

Контрольны
е работы

1

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
ЭОР/ЦОР
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2015/01/06/pr
https://shareslide.ru/uncategorized/prezentatsiya-pokrymskotatarskoy-literature-halk-agyz
https://infourok.ru/prezentaciya-halk-agiz-yaratidzhiligi628593.html
https://altarena.ru/tapmadzhalar-na-krymskotatarskomyazyke/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2015/01/06/pr

15

2

https://shareslide.ru/uncategorized/prezentatsiya-pokrymskotatarskoy-literature-halk-agyz

7

Природа Крыма в произведенниях поэтов и
писателей
Сквозь огонь войны прошедшие

2

8

Трагические страницы депортации

1

9

Повторение

1

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-nomanchelebidzhihan-917225.html
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krymskotatarskomuyazyku-dinij-bajramlar-religioznye-prazdniki-nutuk-inkishaf6156989.html
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-nomanchelebidzhihan-917225.html

6

Итого

1

17

6 КЛАСС

№

Тема учебного занятия, раздела

1

Введение. литература как искусство слова
Кириш. эдебият – сёз санаты
Крымскотатарский фольклор Халкъ агъыз
яратыджылыгъы
Литературная сказка
Эдебий масаллар
Уроки нравственности
Ахлякъ дерси
Родная природа в произведениях писателей и
поэтов
Шаирлернинъ ве языджыларнынъ эсерлеринде
табиат мевзусы
Сквозь огонь войны прошедшие
Дженк атешинден кечкенлер
Трагедия депортации в литературе

2
3
4
5

6
7

Колич
ество
часов
1
3

Контрольные
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
ЭОР/ЦОР

1

http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»
http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»
http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»

2
3

https://youtu.be/eu4drPEBr-Y

2

http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»

2

http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»

3

1

http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр

16

8

Эдебиятта сюргюнлик мевзусы
Повторение за год
Йыллыкъ текрарлав
Итого

Fes»
http://fes-market.com/ - книжный магазин «Арт центр
Fes»

1
17

2

7 КЛАСС

№ Наименования разделов и тем
п/п программы
1
2
3
4
5
6
7

Литература как искусство слова
Крымскотатарский фольклор
Литература XVIII-XIX веков
Литература периода Крымского
ханства
Литература периода
«Пробуждения»
Литература XX века
Повторение за год
Итого

Количество часов
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
1
4
1
1
2
3
2
4
1
17

1
1
2

2

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
http://gasprinskylibrary.ru/events/event/urieedemova-1938-pisatelnitsa/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyliterature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html
https://ana-yurt.com/qrt/shakir-ali-yakub-1890-gbahchisaray-1930-g
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-usein-shamiltokhtargazy.html
https://www.youtube.com/watch?v=BuzeS6yamgw
https://studfile.net/preview/5113462/page:4/
http://gasprinskylibrary.ru/events/event/bekirachoban-zade-1893-1937/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyliterature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html
https://www.youtube.com/watch?v=mRIMRWkuWsk

8 класс
№
п/п

Наименования разделов и тем
программы

1

Литература как искусство слова

Количество часов
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
1
-

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
http://gasprinskylibrary.ru/events/event/urie-

17

2
3

4
5
6
7
8

Крымскотатарский фольклор
Литература древнего периода,
литература периода Золотой
Орды
Литература периода Крымского
ханства
Литература XVIII-XIX веков.
Литература периода
«Пробуждения»
Литература XX века.
Повторение.
Итого

9 класс
№
Наименования
п/п
разделов
и
программы
1. Введение.

7
2

1
-

1
-

2

-

1

1
7

-

1

13
1
34

1
2

1
4

тем Всего
1

edemova-1938-pisatelnitsa/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyliterature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html
https://ana-yurt.com/qrt/shakir-ali-yakub-1890-gbahchisaray-1930-g
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-usein-shamiltokhtargazy.html
https://www.youtube.com/watch?v=BuzeS6yamgw
https://studfile.net/preview/5113462/page:4/
http://gasprinskylibrary.ru/events/event/bekirachoban-zade-1893-1937/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyliterature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html
https://www.youtube.com/watch?v=mRIMRWkuWsk

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
-

2.

Литература древнего
периода, литература периода
Золотой Орды.

3

-

-

3.

Литература периода
Крымского ханства.

3

-

-

4.

Литература периода

3

-

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
http://gasprinskylibrary.ru/events/event/urieedemova-1938-pisatelnitsa/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyliterature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html
https://ana-yurt.com/qrt/shakir-ali-yakub-1890-gbahchisaray-1930-g
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-usein-shamiltokhtargazy.html
https://www.youtube.com/watch?v=BuzeS6yamgw

18

«Пробуждения».
5.

Литература XX века.

6

1

-

6.

Повторение.

1

-

-

Итого

17

1

1

http://gasprinskylibrary.ru/events/event/bekirachoban-zade-1893-1937/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyliterature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html
https://www.youtube.com/watch?v=mRIMRWkuWsk


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».