Окружающий мир (адапт.) 2 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ " Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ И.ФНевидловская
Протокол №1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
Директор школы______Я.А.Загарина
от 31.08.2023 г. №225

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(базовый уровень)
для обучающихся 2 классов
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе начального общего образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371)

Вересаево, 2023

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Вересаевская средняя школа».
Вариант 7.2.предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного
обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по
отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной
компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системногохарактера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательнойдеятельности, трудности произвольной
саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом, у части
- локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания,
памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности
сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьнымэтапами;

1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2

 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей,так и в
процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательныепотребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения
уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и
на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоциональногоразвития и
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

3

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного
образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка.
Место предмета в учебном плане
В 1 и 1 дополнительном классе — 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2—4 классах на предмет «Окружающий мир», отводится по 68ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей
учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении
к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания
по годам обучения и в календарно- тематическом планировании.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП заключается в формировании начальных знаний о
природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:

 сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни;

 сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать



условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между
деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия
собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
4

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено
не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и
социального мира. Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они
многократно видели;
задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности учащихся с
ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система
знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина
России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной
принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут,
закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности.
Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего
здоровья. Обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана специальная рабочая тетрадь,
позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика познавательной деятельности учащихся и их особые
образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения
тем.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует
представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в
конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на характер труда людей, социальные явления.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.
Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая
деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений,
необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков учащихся с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления,
многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также
упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к изучению предмета
5

«Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной
компетентности ребенка.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор учащихся, он способствует их социализации за счет улучшения
житейской компетентности, преодоления познавательной активности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения
и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальн ой
общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и
многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как член е общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2)
духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие
существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
3)
эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
5)
трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6)
экологического воспитания:
6

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред;
7)
ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием
различных информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных
технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять
способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам;
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной
схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты после проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма с помощью учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать
с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе
7

(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и
его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать
достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью
взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя
графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать
смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе
полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и
восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие
публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций
по опорному плану.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных
действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и
устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты
своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия,
при необходимости корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам;
участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности:
8

справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг)
и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам
России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры (используя дидактический материал, учебник, рабочую
тетрадь) изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края, важных событий прошлого и настоящего родного края, трудовой
деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными
объектами, измерения (по алгоритму последовательных действий); иметь представление об изученных взаимосвязях в природе, приводить с
помощью учителя примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или
опорных слов изученные природные объекты и явления; группировать с опорой на образец изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам; сравнивать с опорой на образец объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; иметь представление
об особенностях ориентирования на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану и опорным
словам высказывания о природе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать на доступном уровне примеры
положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила
безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания,
используя визуальные подсказки; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
2 класс
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва – столица России.
Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия
– многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные
достопримечательности. Значимые события истории родного края.
9

Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение
труда в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и
особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения
Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности
по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в
жизни растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки.
Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество
приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила
безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту,
на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или
вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании
компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения и визуальной
подсказки состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы Российской Федерации; различать деревья, кустарники, травы;
приводить примеры с опорой на образец (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные (с опорой на образец);
лекарственные и ядовитые (в пределах изученного) (с опорой на образец); различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице с
помощью учителя; используя текстовую информацию, заполнять таблицы (при необходимости обращаясь к помощи учителя); соотносить пример
(рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
10

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром
(органы чувств; старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край); понятия и термины, связанные с миром природы (среда
обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное
питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной
системы с опорой на план/опорные слова; создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес природное сообщество» и другие с опорой на план/опорные слова); приводить примеры
растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя
последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе под
руководством учителя; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения; проводить в парах (группах) простые
опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), участвовать в составлении плана работы, оценивать свой вклад
в общее дело под руководством учителя; определять причины возможных конфликтов после проведенного анализа, выбирать (из предложенных)
способы их разрешения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Россия

12

1.2

Семья. Семейные ценности и традиции

2

1.3

Правила культурного поведения в
общественных местах

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

16

Раздел 2. Человек и природа
11

2.1

Методы познания природы. Земля и
другие планеты, звезды и созвездия.

7

2.2

Многообразие растений

8

2.3

Многообразие животных

11

2.4

Красная книга России. Заповедники и
природные парки

8

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

34

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни школьника

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

3.2

Безопасность в школе и общественном
транспорте, безопасность в сети
Интернет

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

12

Резервное время

6

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

12

0

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».