Русский язык (адаптир.) 2 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ " Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ И.Ф.Невидловская
Протокол №1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
Директор школы_______Я.А.Загарина
от 31.08.2023 г. №225

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(базовый уровень)
для обучающихся 2 классов
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе начального общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371)

Вересаево, 2023

Данная программа адресована учащимся 1 (1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2)
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Вересаевская средняя школа». Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные
календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается
несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант
характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий 1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного
характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с
ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся
отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей
проявляться в целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных
норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы
недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным
пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 N 99ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
1

2

Особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР К общим
потребностям относятся:
•
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
•
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и
школьным этапами;
•
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа,
адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
•
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей, так и в процессе индивидуальной работы;
•
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
•
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
•
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
•
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального
состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
•
увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
•
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных
областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
•
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
•
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
•
наглядно-действенный характер содержания образования;
•
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики
нарушений;
•
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
•
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании
освоенных умений;
3

•

специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
•
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
•
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
•
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
•
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение
деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию
дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
•
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации
собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
•
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов;
•
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями,
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного
образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
- использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов;
- использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка.
Место предмета в учебном плане
В 1 и 1 дополнительном классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных
потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся

4

раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного
письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому
творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с
недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения
связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической
(замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: формировать фонематическое
восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об
окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказываний,
точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения,
сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач,
решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодолени е
типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение
грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации
ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала
обучения, способствует формированию общей культуры. Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает
5

положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у школьника без
ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания нередко вызывает трудности, которые
связаны со сложностью организации речевой деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут
устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения
(формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в
роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и
поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные речевые умения:
затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы, выделить границы
предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ,
пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения.
Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств,
но и других недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на
контингент с ЗПР методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно
как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых организационных условий (меньшее количество
обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.
В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации,
совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.
Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для
учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных
учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
6

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на
уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного
с использованием недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);
7

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
с помощью учителя определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму, выделяя учебные операции при
анализе языковых единиц;
использовать элементарные знаково-символические средства в учебно-познавательной деятельности;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать
запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных
критериев);
после совместного анализа проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание под контролем педагога;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова­ рях,
справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
8

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и произношении
слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы
для представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные
учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини­исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие;
следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, оречевлять план и соотносить действия с планом;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать после совместного анализа свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на
эталон (образец);
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
9

Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во 2 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом
метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями:
называть признаки сходства и различия (при необходимости с направляющей помощью учителя);
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать сходства и различия лексического значения (при необходимости с
направляющей помощью учителя);
сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов: выявлять случаи чередования;
устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам (с опорой на алгоритм);
определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;
обобщать слова по существенному признаку, выделяя лишнее слово из предложенных.
ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить понятие с его определением.
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений (сколько в слове гласных, столько и слогов).
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному образцу наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются/не являются однокоренными (родственными) (по
предложенному алгоритму).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения информации;
устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
10

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию,
представленную в схеме, таблице; понимать и использовать знаки, символы, схемы, используемые на уроках русского языка;
с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;
строить устное диалогическое выказывание;
строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста;
слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
соблюдать правила учебного поведения;
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи;
соблюдать и удерживать предложенный алгоритм при работе с правилом, при выполнении задания;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
списывании текстов и записи под диктовку;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (с помощью учителя);
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.
Совместная деятельность:
принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе);
распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно
11

принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (с помощью учителя);
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука
[й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’];
обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Алфавит: правильное название букв, знание их последовательности, различение звука и буквы (буква, как знак звука).
Использование знания алфавита при работе со словарями: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве,
умение расположить слова в алфавитном порядке.
Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами (сильная и слабая позиция, наблюдение за словами, требующими
проверки).
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка
(на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника)
для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (со знакомством с терминами), прямое и переносное значение слова (простые случаи,
12

наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов (с использованием терминов).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Изменение имен
существительных по числам.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Изменение имен прилагательных по числам.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи
одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения (простые случаи).
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения (простые случаи).
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 дополнительном классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы.
Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи
13

(для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и др.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении
парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины (после совместного анализа). Составление рассказа повествовательного
характера по сюжетным картинкам и/или по готовому план-вопросу.
Текст.
Признаки
текста:
смысловое
единство
предложений
в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста.
Подбор заголовков к предложенным текстам. Абзац. Последовательность частей текста (абзацев). Работа с деформированным текстом.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения находить заданную информацию, содержащуюся в тексте, формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Построение и запись грамматически правильно оформленного ответа на вопрос. Подробное изложение повествовательного текста
объёмом 25-35 слов с опорой на вопросы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Общие сведения о языке

1

РЭШ МЭШ ЦОК

2

Фонетика и графика

6

РЭШ МЭШ ЦОК

3

Лексика

10

РЭШ МЭШ ЦОК

4

Состав слова

14

РЭШ МЭШ ЦОК

5

Морфология

19

РЭШ МЭШ ЦОК

6

Синтаксис

8

РЭШ МЭШ ЦОК

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Резервное время

8

РЭШ МЭШ ЦОК
РЭШ МЭШ ЦОК

32

4
14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

12

15

0

16

17

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».