Изо (адаптир.) 2 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ И.Ф.Невидловская
Протокол №1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
Директор школы_______Я.А.Загарина
от 31.08.2023 г. №225

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(базовый уровень)
для обучающихся 2 классов
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе основного общего образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №370)
Вересаево, 2023

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Вересаевская средняя школа».
Вариант 7.2.предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного
обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по
отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной
компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системногохарактера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательнойдеятельности, трудности произвольной
саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом, у части
- локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания,
памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности
сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьнымэтапами;

1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2

 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей,так и в
процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательныепотребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения
уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и
на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоциональногоразвития и
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

3

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного
образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:

- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
- использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов»;
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка.
Место предмета в учебном плане
В 1 и 1 дополнительном классе — 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Во 2—4 классах на предмет «Изобразительное искусство», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и
культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики,
коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой (ПрАООП) заключается:
− в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР
для успешной социализации в обществе;
− в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства,
изобразительными умениями и проектной деятельностью;
− в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.
В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:
− формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном
развитии;
− формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать
«красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
− формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно
используя терминологическую и тематическую лексику;
4

− овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
− воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
− формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически
привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;
− овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет
важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания.
Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет
совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной
моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность
позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на
качественно новую ступень.
Изучение предмета «Изобразительное искусство»:
− способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и
целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве;
− формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
− содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
− учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
− способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно- двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного
материала;
− формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;
− знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства,
воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
− развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В АООП НОО обучающихся с ЗПР выделены разделы:
Виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, рисунок, живопись, скульптура, художественное
5

конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (композиция, цвет, линия, форма, объем, ритм). Значимые темы искусства. О чем
говорит искусство? («Земля – наш общий дом», «Родина моя – Россия», «Человек и человеческие взаимоотношения», «Искусство
дарит людям красоту».
Опыт художественно-творческой деятельности.
Таким образом, запланированное содержание учебной программы полностью соответствует таковому в ООП НОО. Однако
без адаптации к возможностям обучающихся с ЗПР освоить им его невозможно.
Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными
областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.
Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности ребенка,
воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в
формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции. Вместе с тем учителю следует
очень вдумчиво подходить к подбору содержания, поскольку познавательные ограничения обучающихся требуют перемещения
акцентов на эмоциональное восприятие произведений искусства.
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно- практическую изобразительную
деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей детей, раскрывает содержание, методы и приемы
обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к учащимся. Таким образом
обеспечивается разносторонняя коррекция недостатков предшествующего развития: обогащается содержание умственного развития,
совершенствуется восприятие, активизируется связное высказывание, уменьшаются трудности оречевления действий,
осуществляется связь вербальных и невербальных процессов.
Учитывая специфику восприятия и усвоения учебного материала учащимися с ЗПР (уменьшенный по сравнению с нормой
возраста объем восприятия и обработки информации; затруднения при анализе образца, изображения; снижение работоспособности,
отсутствие интереса к деятельности; трудности при планировании и реализации замысла (нарушение последовательности, пропуск
операций, повторение пунктов плана), сниженный темп деятельности, неудовлетворительная сформированность базовых
мыслительных операций, функций самоконтроля, недостатки пространственных ориентировок, моторных функций), учителю
следует соблюдать ряд специальных рекомендаций.
Необходимо уточнять и конкретизировать бо́льшую часть самостоятельной работы обучающихся:
− более тщательно, пошагово анализировать образцы;
− проговаривать функциональное назначение деталей изображаемых объектов и всего объекта в целом;
− организовывать процесс обучения на уроке с постоянной сменой деятельности;
− постоянно контролировать и оказывать стимулирующую, организующую и при необходимости обучающую помощь;
− соблюдать индивидуальный подход к обучающимся, учитывая различия их познавательных, речевых, двигательных
6

возможностей, а также способностей к рисованию;
− выбирать работы, которые можно выполнить за одно занятие;
− создавать ситуацию успеха в деятельности для всех обучающихся, предусматривая альтернативные (наиболее легкие)
задания.
Особенностью преподавания основ изобразительной деятельности является первоначальное обучение элементарным способам
действия (штрихи, мазки, приемы, ориентировка на плоскости), затем выполнение более сложных работ. В целях закрепления знаний,
умений и навыков, полученных на одном уроке, учебный материал должен предполагать возможность повторения на последующих
двух или трёх уроках.
Значение предмета «Изобразительное искусство» в общей системе коррекционно- развивающей работы.
Предмет «Изобразительное искусство» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений
по следующим пунктам, традиционно закладываемых в перечень коррекционных задач:
− развитие ручной моторики;
− совершенствование пространственных ориентировок;
− развитие первоначальных умений планирования и использования плана в ходе реализации деятельности;
− совершенствование художественного вкуса (подбор сочетаемых цветов и форм, гармония размеров);
− формирование учебного высказывания (оценочные суждения);
− формирование навыков совместной деятельности при создании общих продуктов. Психокоррекционная направленность
заключается также в
расширении и
уточнении представлений об окружающей предметной и социальной
действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к
миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют
появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических
новообразований младшего школьника.
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования
зрительно-двигательной координации, речедвигательной координации, формирования, развития и активизации межанализаторных
связей и коррекции недостатков мелкой и общей моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и
внимания, формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способов их изображения, развитие
пространственных представлений и ориентации.
Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности происходит через формирование умений ориентироваться в
задании (анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно планировать ход работы над изображением,
замыслом рисунка (устанавливать
логическую последовательность осуществления изображения, определять приемы работы и инструменты, нужные для
7

выполнения рисунка), осуществлять контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов в соответствии с
намеченной целью, оценивать качество изображения).
Коррекция операциональной стороны познавательной деятельности происходит через развитие наглядно-образного
мышления, развитие речи, памяти, процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования и
включения произвольности внимания.
Коррекция содержательной стороны умственного развития осуществляется через расширение представлений об окружающем
мире, расширение и уточнение представлений об окружающей предметной и социальной действительности.
Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи,
самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности, мотивационной
заинтересованности)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В центре федеральной рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального общего образования
обучающихся с ОВЗ находится личностное развитие обучающихся с ЗПР, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а
также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и
интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в
её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности,
приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное искусство» способствует
пониманию особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой
деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
8

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере,
концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося
и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования
представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций
школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству,
культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит
это в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской
деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях
искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и
удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также умения
сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу.
Метапредметные результаты
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;
характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе предложенного плана;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с помощью учителя;
выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на
установленных основаниях;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах.
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на
основе изучения данного раздела;
сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;
9

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений
изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека,
городской среды;
анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по жанрам;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных,
близких, друзей, других информационных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства,
справочники, художественные альбомы и детские книги;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах,
электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные
художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной
деятельности (при необходимости с помощью учителя);
демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР уровне) результаты своего творческого, художественного опыта;
анализировать по предложенному плану произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с
учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других
людей;
10

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её
достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания, при необходимости с опорой на план;
организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства
твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как необходимой композиционной основы выражения
содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и
животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на
листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер
мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета.
Различать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и др. на доступном
для обучающегося с ЗПР уровне.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания
цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные).
11

Модуль «Скульптура»
Знакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов; осваивать приёмы и последовательность лепки
игрушки в традициях выбранного промысла; выполять в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по
выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы
(изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать под руководством учителя разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать с опорой на план природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев
и др.) — с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного
промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.
Рассматривать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я.
Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения
человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать под руководством учителя конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока).
Рассматривать, приводить примеры разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги,
развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения
изображения в листе, цвета, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной
организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И.И. Левитана,
И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, Н.П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В.В. Ватагина,
Е.И. Чарушина и других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В.
Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знакомиться с именами и наиболее известными произведениями художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского,
В.М. Васнецова, В.В. Ватагина, Е.И. Чарушина (и других по выбору учителя).
12

Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники — карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать
простые рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре. Участвовать в обсуждении
ученических фотографий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного
рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие,
спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей
предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного. Рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер
мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная
выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро,
гроза, буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И.К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного художественного народного промысла
13

(филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в
соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её
преобразование и добавление деталей.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Сопоставление с
орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие
по выбору учителя с учётом местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их
роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование
пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты,
цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой). Образ здания. Памятники
отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания.
Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с
рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи,
Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре
(произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в
программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов
(например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий
костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы» и др.).
14

Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих
изучаемой теме.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Введение

2

2

Как и чем работает художник

14

3

Реальность и фантазия

5

4

О чем говорит искусство?

7

5

Как говорит искусство?

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

34

0

15

0

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».