МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодежи Республики Крым Сакский муниципальный район МБОУ "Вересаевская средняя школа" РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Литвинова Н.Ф. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Бавбекова А.С. «30»августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Вересаевская средняя школа» от 31.08.2023 г. № 225 ________ Загарина Я.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «В мире элементов и веществ» Класс 8______________ Уровень базовый________________ Учитель Левицкая Екатерина Николаевна Срок реализации программы один год______ Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Вересаево, 2023 г. Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического, биологического, исторического, информационно-технологического характера. Он позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в области химии, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки 3) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 4) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 5) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 6) развитие готовности к решению задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами вовремя внеучебной деятельности. Ученик получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 2 - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. Познавательные УУД: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - устанавливать причинно-следственные связи; - обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; - осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Ученик получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения и выводы на основе аргументации. ПРЕДМЕТНЫЕ 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды; 3) овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.) 4) объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; 6) вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; 7) вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; 8) характеризовать физические и химические свойства простых (кислорода и водорода) и сложных веществ (некоторых оксидов, кислот, оснований и солей); 3 6) применять законы и следствия из них при решении расчетных задач: закон Авогадро и следствие из него; закон сохранения массы веществ; закон Гей-Люссака; Периодический закон Д. И. Менделеева. 7) использовать основные алгоритмы решения расчетных задач основных типов. Ученик получит возможность научиться: • осознавать объективную значимость основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; • расширить и углубить представления о материальном единстве мира; • объяснять значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: 1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья. 4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; 6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. 7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. 4 9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. 10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ЭЛЕМЕНТОВ И ВЕЩЕСТВ» 1. Введение (1 ч) Цель и задачи курса. Техника безопасности. 2. У истоков химической науки (2ч) Становление химии как науки. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Основные направления развития современной химии. 3. Мир элементов (2ч) Химический элемент. Химические элементы в живом организме. Элементы красоты. К чему может привести недостаток некоторых химических элементов в организме человека? Дом, в котором живут химические элементы. История создания ПСХЭ. Игра «Где эта улица, где этот дом?»Разгадывание кроссвордов и ребусов. 4. Вещества, формулы, уравнения (9) Состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Химические формулы. Вещества знакомые и незнакомые. Относительная молекулярная масса. Расчет относительных молекулярных масс веществ. Массовая доля химических элементов в составе вещества. Валентность. Составление формул бинарных соединений по валентностям элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Химические уравнения. Разнообразие химических реакций. Кислород и водород – окислитель и восстановитель. Вода – самое удивительное и уникальное вещество в природе 5. Математические расчёты в химии (10 ч) Растворы. Массовая доля растворённого вещества. Задачи на разбавление и приготовление растворов. Задачи на смешивание растворов. Количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов 5 при химических реакциях. Задачи на закон Авогадро. Решение задач с использованием понятия «количество вещества». Вычисления по химическим уравнениям. 6. Вещества и их превращения (9 ч) Классификация, свойства и применение оксидов. Многообразие, применение и свойства кислот. Классификация, свойства и применение гидроксидов. Классификация солей, их применение. Основные способы получения солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. 7. Повторение (1 ч) Повторение и обобщение изученного материала. Работа с таблицами и схемами. Интеллектуальная игра «Своя игра». Форма проведения занятий: беседы; лекции; практические занятия; химический эксперимент; работа на компьютере; выполнение и защита проектов; интеллектуальные игры, конкурсы, викторины; просмотр и обсуждение видеофрагментов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 Раздел. Тема Введение. У истоков химической науки Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 https://infourok.ru/doklad-po-himii-istoriya-razvitiya-nauki-himiya3780255.html 2 6 https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass https://урок.рф/presentation/171.html 3 Мир элементов 2 https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass https://interneturok.ru/subject/chemistry/class/8 4 Вещества, формулы, уравнения 9 https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass https://interneturok.ru/subject/chemistry/clas 5 Математические расчёты в химии 10 https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass https://interneturok.ru/subject/chemistry/class/8 6 7 Вещества и их превращения (9 ч) Повторение Итого 9 https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass https://infourok.ru/material.html?mid=58261 1 34 7