В мире химических элементов 8 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Литвинова Н.Ф.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Бавбекова А.С.
«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
от 31.08.2023 г. № 225
________ Загарина Я.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
интеллектуального направления
«В мире элементов и веществ»
Класс
8______________
Уровень
базовый________________
Учитель Левицкая Екатерина Николаевна
Срок реализации программы один год______
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Вересаево, 2023 г.

Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию химического,
биологического, исторического, информационно-технологического характера. Он позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся
в области химии, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, формированию метапредметных умений и
навыков, универсальных учебных действий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
3) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
4) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
5) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
6) развитие готовности к решению задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами вовремя внеучебной
деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
2

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Познавательные УУД:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с
химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать
экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
3) овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков,
табличных данных, схем, фотографий и др.)
4) объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их
свойств;
5) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
6) вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
7) вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
8) характеризовать физические и химические свойства простых (кислорода и водорода) и сложных веществ (некоторых оксидов, кислот,
оснований и солей);
3

6) применять законы и следствия из них при решении расчетных задач: закон Авогадро и следствие из него; закон сохранения массы веществ;
закон Гей-Люссака; Периодический закон Д. И. Менделеева.
7) использовать основные алгоритмы решения расчетных задач основных типов.
Ученик получит возможность научиться:
• осознавать объективную значимость основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений
органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
• расширить и углубить представления о материальном единстве мира;
• объяснять значение химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и
экологических катастроф.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые
радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир.

4

9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам,
с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ЭЛЕМЕНТОВ И ВЕЩЕСТВ»
1. Введение (1 ч)
Цель и задачи курса. Техника безопасности.
2. У истоков химической науки (2ч)
Становление химии как науки. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Основные
направления развития современной химии.
3. Мир элементов (2ч)
Химический элемент. Химические элементы в живом организме. Элементы красоты. К чему может привести недостаток некоторых химических
элементов в организме человека? Дом, в котором живут химические элементы. История создания ПСХЭ. Игра «Где эта улица, где этот
дом?»Разгадывание кроссвордов и ребусов.
4. Вещества, формулы, уравнения (9)
Состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Химические формулы. Вещества знакомые и незнакомые. Относительная молекулярная
масса. Расчет относительных молекулярных масс веществ. Массовая доля химических элементов в составе вещества. Валентность. Составление
формул бинарных соединений по валентностям элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Химические уравнения. Разнообразие химических реакций. Кислород и водород – окислитель и восстановитель. Вода – самое удивительное и
уникальное вещество в природе
5. Математические расчёты в химии (10 ч)
Растворы. Массовая доля растворённого вещества. Задачи на разбавление и приготовление растворов. Задачи на смешивание растворов.
Количества вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов
5

при химических реакциях. Задачи на закон Авогадро. Решение задач с использованием понятия «количество вещества». Вычисления по
химическим уравнениям.
6. Вещества и их превращения (9 ч)
Классификация, свойства и применение оксидов. Многообразие, применение и свойства кислот. Классификация, свойства и применение
гидроксидов. Классификация солей, их применение. Основные способы получения солей. Генетическая связь между классами неорганических
соединений.
7. Повторение (1 ч)
Повторение и обобщение изученного материала. Работа с таблицами и схемами. Интеллектуальная игра «Своя игра».









Форма проведения занятий:
беседы;
лекции;
практические занятия;
химический эксперимент;
работа на компьютере;
выполнение и защита проектов;
интеллектуальные игры, конкурсы, викторины;
просмотр и обсуждение видеофрагментов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
1
2

Раздел. Тема
Введение.
У истоков химической науки

Количество
часов

Электронные цифровые образовательные ресурсы

1
https://infourok.ru/doklad-po-himii-istoriya-razvitiya-nauki-himiya3780255.html

2
6

https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass
https://урок.рф/presentation/171.html
3

Мир элементов

2

https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass

https://interneturok.ru/subject/chemistry/class/8
4

Вещества, формулы, уравнения

9

https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass
https://interneturok.ru/subject/chemistry/clas

5

Математические расчёты в химии

10
https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass
https://interneturok.ru/subject/chemistry/class/8

6
7

Вещества и их превращения (9 ч)
Повторение
Итого

9
https://www.yaklass.ru/p/himija#program-8-klass
https://infourok.ru/material.html?mid=58261

1
34

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».