География 10 кл. профиль (2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Н.Ф.Литвинова
Протокол № 1
от «___» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
Директор__________Я.А. Загарина
от 31.08.2023 г. №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
(углубленный уровень)
для обучающихся 10 класса
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования, утверждённой
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №371)
Вересаево, 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ НА УГЛУБЛЕННОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций и позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения географии на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем и географических особенностей их проявления;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических
знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных
источников географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность в географических науках
индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные учебные
познавательные действия, универсальные учебные коммуникативные действия, универсальные учебные регулятивные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний,
рассматривать их всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов, явлений и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты;
Базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических географических задач, применению различных методов познания природных,
социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть научным типом мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
Работа с информацией:
выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения геосистем и поиска путей решения
проблем, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления, для выявления аргументов,
подтверждающих или опровергающих одну и ту же идею;
выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и другое);
оценивать достоверность информации;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и геоинформационных систем (далее – ГИС)) при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, обеспечения информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия

владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
Совместная деятельность
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям;
оценивать соответствие результатов целям, вносить коррективы в деятельность;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения для их снижения;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;
Принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по географии
(углубленный уровень):
1) понимание роли и места комплекса географических наук в системе научных дисциплин и в решении современных научных и практических
задач:
приводить примеры, подтверждающие значимую роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;
проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука на региональном уровне, в странах
мира, в том числе и России;
приводить примеры географических прогнозов изменений геосистем разного ранга;
определять задачи, возникающие при решении средствами географических наук глобальных проблем, проявляющихся на различных уровнях;
оценивать возможности и роль географии в решении задач по достижению целей устойчивого развития.

2) освоение и применение системы знаний для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику
важнейших природных, социально-экономических процессов и явлений;
описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве, новую многополярную модель политического
мироустройства;
называть цели устойчивого развития;
сравнивать особенности компонентов природы, свойств природных процессов и явлений в пределах различных территорий и акваторий мира и
России;
классифицировать стихийные природные явления;
извлекать и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных
тезисов;
определять географические факторы, влияющие на сущность и динамику важнейших природных процессов, в том числе процессов
рельефообразования, формирования и изменения климата, изменения уровня Мирового океана, почвообразования, формирования зональных и
азональных природных комплексов;
освоение и применение системы знаний для выделения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику
важнейших природных, социально-экономических объектов, процессов, явлений и экологических процессов:
описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве, ареалы распространения основных религий;
особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства на разных этапах его развития;
особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства изученных стран;
называть составные элементы мирового хозяйства, страны-лидеры по численности населения, по производству основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, состав важнейших отраслевых и региональных интеграционных группировок, секторы мирового хозяйства,
сегменты мирового рынка;
классифицировать ландшафты по заданным основаниям, стихийные природные явления;
вычленять и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных
тезисов;
вычленять географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических объектов,
процессов и явлений и экологических процессов, в том числе устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения, показателями суммарного коэффициента

рождаемости и типами воспроизводства населения отдельных стран, особенностями хозяйства отдельных стран и регионов мира и России,
факторами производства;
сравнивать структуру экономики стран с различным уровнем социально-экономического развития, географические аспекты и тенденции
развития социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
объяснять распространение географических объектов, процессов и явлений:
географические особенности территориальной структуры хозяйства отдельных стран, в том числе и России;
причины этноконфессиональных конфликтов, особенности демографической ситуации в России и странах мира;
различия в темпах и уровне урбанизации в странах разных типов социально-экономического развития;
различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
направления международных миграций;
особенности демографической политики в России и странах мира;
особенности размещения населения отдельных стран;
международную хозяйственную специализацию стран;
называть составные элементы мирового хозяйства, страны-лидеры по численности населения, по производству основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, состав важнейших отраслевых и региональных интеграционных группировок;
три сектора мирового хозяйства;
сегменты мирового рынка;
классифицировать ландшафты по заданным основаниям;
стихийные природные явления;
вычленять и оценивать географическую информацию, представленную в различных источниках, необходимую для подтверждения тех или иных
тезисов;
оценивать географические факторы, определяющие международную специализацию стран;
природно-ресурсный капитал как фактор, влияющий на развитие отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, международные
миграции как фактор, влияющий на демографическую и социально-экономическую ситуацию в отдельных странах, с использованием различных
источников географической информации;
изменения направления международных экономических связей России в новых геополитических условиях;

использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений и процессов, в том числе знания о широтной зональности, свойств вод Мирового океана, вод суши, показателей гидроэнергетического
потенциала рек;
оценивать роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике, в производстве
других важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
использовать знания об истории развития земной коры для установления последовательности важнейших событий геологической истории Земли;
объяснять распространение географических объектов, процессов и явлений, мерзлотных, ледниковых форм рельефа в пределах различных
территорий мира и России, особенности образования и распространения тропических ураганов;
объяснять географические особенности биоразнообразия;
особенности влияния эндогенных и экзогенных рельефообразующих процессов на рельеф отдельных территорий мира;
свойства основных типов почв;
динамику изменения ресурсообеспеченности стран и регионов различными видами природных ресурсов;
географические особенности территориальной структуры хозяйства России;
размещение предприятий;
оценивать природно-ресурсный капитал регионов России для развития отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства;
оценивать изменения отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
возможности России в развитии прогрессивных технологий;
характеризовать политико-географическое положение России;
конкурентные преимущества экономики России.
3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных
территориальных систем: использовать географические знания о природе Земли и России, о населении, хозяйстве мира и России, об
особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни,
в том числе для установления взаимосвязей между различными элементами геосистем и их изменениями, между особенностями географического
положения, природы, населения и хозяйства России (её регионов);
характеризовать связи между нежеланием отдельных стран признавать реальность новой многополярной модели мироустройства и ростом
глобальной и региональной нестабильности.
4) владение географической терминологией и системой географических понятий:

применять географические понятия: устойчивое развитие, геоинформационные системы, ресурсообеспеченность, денудация и аккумуляция,
мерзлотные, ледниковые формы рельефа, водный баланс территории, государственная территория и исключительная экономическая зона,
континентальный шельф, политическая карта, государство, политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство,
федеративное государство, демографический взрыв, демографический кризис, суммарный коэффициент рождаемости, расширенное и суженное
воспроизводство населения, демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное
население, индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация, рурбанизация, мегалополисы, глобальные города, развитые и развивающиеся,
новые индустриальные, нефтедобывающие страны, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция, международная
хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства,
транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика», «органическое сельское
хозяйство», транспортная система, «контейнерные мосты», информационная инфраструктура, цепочки добавленной стоимости, глобализация и
деглобализация мировой экономики, энергетический переход – для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
5) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, сформированность умений проводить учебные
исследования, в том числе с использованием моделирования и проектирования как метода познания природных, социально-экономических и
геоэкологических явлений и процессов:
самостоятельно выбирать тему;
определять проблему, цели и задачи наблюдения или исследования; формулировать гипотезу;
составлять план наблюдения или исследования;
определять инструментарий (в том числе инструменты геоинформационных систем) для сбора материалов и обработки результатов наблюдения
или исследования.
6) сформированность навыков картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик
различных территорий и акваторий: представлять информацию о природе Земли, населении и хозяйстве мира и России в виде карт, картограмм,
картодиаграмм.
7) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
владение навыками получения необходимой информации из различных источников и ориентирования в них для критической оценки и
интерпретации информации, получаемой из различных источников;
работы с геоинформационными системами: определять и сравнивать по разным источникам информации географические аспекты и тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

анализировать и интерпретировать полученные данные, критически их оценивать, формулировать выводы;
оценивать научность аргументации географических прогнозов;
использовать геоинформационные системы как источник географической информации, необходимой для изучения особенностей природы Земли;
природы, населения и хозяйства России, взаимосвязей между ними;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) информацию об особенностях природы Земли, природы,
населения и хозяйства России и отдельных регионов;
использовать различные источники географической информации для оценивания места и роли России в мире по производству важнейших видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции;
классифицировать страны по типам воспроизводства населения, по занимаемым ими позициям относительно России, по уровню социальноэкономического развития, по особенностям функциональной структуры их экономики с использованием различных источников географической
информации;
сравнивать страны по уровню социально-экономического развития;
показатели, характеризующие демографическую ситуацию отдельных стран мира, роль отдельных отраслей в национальных экономиках,
энергоёмкость валового внутреннего продукта (ВВП) отдельных стран мира;
оценивать влияние международных миграций на демографическую и социально-экономическую ситуацию в отдельных странах и регионах
России;
условия отдельных территорий стран мира и России для размещения предприятий и различных производств;
роль ТНК в формировании цепочек добавленной стоимости;
влияние глобализации мировой экономики на хозяйство стран разных социально-экономических типов;
объяснять особенности отраслевой структуры хозяйства изученных стран;
использовать знания об ареалах распространения мировых религий и их современных изменениях для формулирования выводов и заключений о
различиях основных культурно-исторических регионов мира, международных экономических отношениях;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы) информацию о структуре населения, географических особенностях
развития отдельных отраслей, размещении хозяйства изученных стран.
8) сформированность умений проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов: оценивать современное состояние окружающей среды, аргументировать географические прогнозы;
составлять прогноз изменения географической среды под воздействием природных факторов и деятельности человека.

9) применение географических знаний для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её
условий, в том числе на территории России;
влияния последствий изменений в окружающей среде на различные сферы человеческой деятельности на региональном уровне: сопоставлять,
оценивать и аргументировать различные точки зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы стран мира и России.
10) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и
общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий, готовность к самостоятельному поиску методов решения практикоориентированных задач:
называть цели устойчивого развития;
приводить примеры изменений геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
определять проблемы взаимодействия географической среды и общества в пределах различных природных комплексов Земли, на территории
России;
оценивать различные подходы к решению геоэкологических проблем;
интегрировать и использовать географические знания и сведения из источников географической информации для составления географических
прогнозов изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов, положительных и отрицательных эффектов изменения
климата на территории России, для решения проблем, имеющих географические аспекты, и для решения учебных и (или) практикоориентированных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Раздел 1. География в современном мире.
Тема 1. География как наука.
Роль и место географии в системе научных дисциплин. Структура географии, её подразделение на отдельные направления. Необходимость
географического подхода при решении научных и практических задач на разных территориальных уровнях. Роль географических наук в
достижении целей устойчивого развития и решении глобальных проблем.
Пространство – основной объект изучения в географии. Целостность географического пространства. Географические объекты, процессы и
явления. Пространственная дифференциация объектов и явлений. Природно-общественные территориальные системы и их иерархия. География
как наука о взаимосвязи природно-общественных территориальных систем.

Важнейшие теории и концепции современной географии. Методы исследования в географии, их практическое применение. Географическая
культура и её элементы: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Использование географических знаний и
умений в повседневной жизни.
Практические работы.
1) Групповая работа по формулировке целей и задач учебного исследования (на примере одного из природных или социальных процессов по
выбору обучающихся), определение возможных источников информации и форм представления результатов.
2) Контент-анализ новостных ресурсов в СМИ. Определение масштаба географического охвата публикации (глобальный, региональный,
страновой, локальный), использование географических маркеров, связанных с описанием элементов географического пространства и их
взаимодействия.
Тема 2. Картографический метод исследования в географии.Карта как источник географической информации. Классификация карт.
Картографические проекции. Искажения на географических картах: длин, площадей, углов, форм. Генерализация информации на карте.
Географические атласы и их виды. Карты-анаморфозы и их место в современных географических исследованиях. Ментальные карты. Место
геоинформационных систем (ГИС) в современной географии.
Практическая работа.
1) Определение количественных и качественных показателей с помощью простейших ГИС.
Тема 3. Районирование как метод географических исследований.
Основные подходы к районированию территории. Пространственные уровни районирования (глобальный, региональный, страновой).
Районирование «сверху» и «снизу». Основные цели и принципы районирования. Проблема объективности районирования. Территориальные
системы.
Природно-антропогенные комплексы. Природно-антропогенные комплексы разного ранга. Группировка природных комплексов по размерам и
сложности организации.
Региональные исследования в географии. Регионалистика. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие подходов к выделению
культурно-исторических регионов мира.
Практическая работа.
1) Проведение районирования территории по заданным целям и принципам (на примере физико-географического районирования Евразии,
экономико-географического районирования зарубежной Европы, культурно-исторического районирования Азии, комплексного районирования
России).
Тема 4. Географическая экспертиза и мониторинг.

Географическая и экологическая экспертизы, их методы. Географический и экологический мониторинг. Различие методов мониторинга в
зависимости от целей. Интеграция ГИС и экологического мониторинга. Комплексный подход к решению экологических проблем.
Практическая работа.
1) Оценка различных точек зрения на влияние реализации экономического проекта на состояние окружающей среды на территории страны или
на территории региона России (по выбору учителя).
Раздел 2. Глобальные проблемы мирового развития.
Тема 1. Понятие о глобальных проблемах.
Понятие «глобальная проблема». Факторы обострения глобальных проблем в современном мире. Группы глобальных проблем: геополитические,
экологические, социально-демографические. Уровни проявления глобальных проблем (планетарный, региональный, страновой, локальный).
Междисциплинарный характер исследования глобальных проблем. Роль географической науки в изучении глобальных проблем. Международное
сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Место России в реализации стратегий решения глобальных проблем.
Практическая работа.
1) Организация групповой дискуссии по выявлению факторов обострения одной из групп глобальных проблем человечества и возможных путей
их разрешения.
Тема 2. Концепция устойчивого развития.
Географический прогноз. Многообразие прогнозов развития человечества.
Понятие об устойчивом развитии, его происхождение и распространение. Три главных компонента устойчивого развития: экологический,
экономический и социальный. Основные цели ООН для устойчивого развития человечества.
Национальные проекты и перспективы устойчивого развития для России.
Практические работы.
1) Контент-анализ текста: «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» с целью
выявления потенциального вклада географии в решение глобальных проблем человечества (по выбору учителя).
2) Контент-анализ текста национальных проектов России с целью выявления потенциального вклада географии в реализацию целей устойчивого
развития для нашей страны (по выбору учителя).
Раздел 3. Геополитические проблемы современного мира.
Тема 1. Геополитическая структура мира.
Современная политическая карта мира и основные этапы её формирования. Виды изменений на политической карте (количественные и
качественные).

Политико-географическое и геополитическое положение. Место России на политической карте.
Проблемы перехода от моноцентрической к полицентрической модели мироустройства. Геополитические регионы мира.
Практическая работа.
1) Выявление на основе анализа различных источников количественных и качественных изменений на политической карте мира (с 1990 г. до
настоящего времени на примере различных регионов).
Тема 2. География форм государственного устройства.
Формы правления стран мира, особенности их пространственного размещения. Формы государственного устройства (унитарная, федеративная) и
их распространение в мире. Политическое устройство России и соседних с ней государств.
Практическая работа.
1) Выполнение задания на контурной карте по отражению размещения монархий и федераций.
Тема 3. Глобальная проблема роста вооружений.
Гонка вооружений в современном мире – результат политической нестабильности мировой системы государств. Рост военных расходов в
странах мира как экономическая проблема. Страны «ядерного клуба», потенциал их вооружений. Проблема нераспространения оружия
массового уничтожения. Обуздание гонки вооружений – вопрос выживания современной цивилизации.
Практическая работа.
1) Составление таблицы «Страны «ядерного клуба» на основе использования источников информации.
Тема 4. Государственные границы.
Особенности конфигурации территории государств, обособленные части государственной территории (анклавы, эксклавы, полуанклавы,
полуэксклавы). Многообразие современных границ. Классификация государственных границ. Правила установления государственных границ по
суше, на море и во внутренних водах. Проблемы разграничения территории в полярных областях (Арктика, Антарктика).
Трансграничные регионы. Государственные границы в постсоветском пространстве. Приграничное сотрудничество. Характеристика отдельных
участков российской границы.
Практическая работа.
1) Анализ различных точек зрения на разграничение территориальных вод и исключительной экономической зоны России на основе
самостоятельно подобранных источников информации.
Тема 5. Территориальные конфликты в современном мире.

Конфликтогенные факторы и их географическое распространение. Пространственное размещение зон конфликтов на планетарном уровне.
География центров политической нестабильности. Глобальный этнический кризис и его причины. Этноконфессиональные конфликты как один
из видов территориальных конфликтов. Роль ООН и других международных организаций в урегулировании конфликтов.
Практическая работа.
1) Характеристика одного из современных конфликтов на политической карте мира (по выбору учителя) на основе использования источников
информации.
Тема 6. Глобальная проблема международного терроризма.
Терроризм как фактор напряжённости современной политической жизни. Рост террористической активности на рубеже ХХ–ХХI вв. и его
причины. Религиозный фундаментализм как одна из форм терроризма. География центров международного терроризма. Россия как оплот
борьбы с международным терроризмом. Сотрудничество стран мира в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.
Практическая работа.
1) Анализ факторов формирования террористической угрозы в странах различных типов (по выбору учителя) на основе источников информации.
Тема 7. Россия в мировой системе международных отношений.
Геополитическое положение современной России, его изменения на различных исторических этапах. Роль и место России в системе
международных политических отношений и в международных организациях. Пути интеграции России в мировое сообщество. Географические
аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа.
1) Составление схемы «Роль России в системе международных отношений» на основе использования источников информации.
Раздел 4. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы.
Тема 1. Роль географической среды в жизни общества.
Понятия «природа», «географическая среда», «окружающая среда». Природная и антропогенная (техногенная) среда как части окружающей
среды. Географическая среда как результат эволюции географической оболочки под влиянием человеческой деятельности. Исторические этапы
изменения роли географической среды в жизни общества.
Основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества. Оценка характера последствий взаимодействия
общества и природы в различных типах стран и регионах мира.
Практическая работа.
1) Прогноз изменений геосистем Земли под влиянием природных и антропогенных факторов в различных регионах мира на основе анализа
различных источников информации.

Тема 2. Природные условия и ресурсы. Природопользование.
Понятие о природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Изменение значения отдельных видов природных ресурсов на различных
исторических этапах. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал России и его составные части. Проблемы рационального
использования природных ресурсов России.
Природопользование. Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов. Территориальные сочетания природных ресурсов.
Ресурсосберегающие, малоотходные и энергосберегающие технологии и возможности их применения в странах разного уровня социальноэкономического развития. Понятие о природных условиях как о факторах экономического развития.
Практические работы.
1) Определение и объяснение динамики изменения ресурсообеспеченности стран и регионов различными видами природных ресурсов с
использованием различных источников информации.
2) Оценка природно-ресурсного потенциала и природных условий для развития экономики России на основе источников географической
информации.
Тема 3. Формирование земной коры и минеральные ресурсы.
Развитие земной коры во времени. Геологическая хронология. Этапы геологической истории земной коры. Тектоника литосферных плит (А.
Вегенер). Тектонические структуры. Взаимосвязь тектонических структур и форм рельефа. Закономерности распространения основных форм
рельефа на поверхности Земли. Эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования. Антропогенный рельеф. Рельеф как условие развития
экономики. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу, его последствия.
Географические особенности планетарного размещения основных видов минеральных ресурсов. Важнейшие районы распространения
минерального сырья. Страны и регионы – лидеры по запасам отдельных видов минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы России, доля
нашей страны в мировых запасах основных видов минерального сырья. Глобальная проблема исчерпания минеральных ресурсов. Пути решения
сырьевой проблемы. Проблема сохранения невозобновимых ресурсов.
Топливно-энергетические ресурсы, их классификация. Географические особенности планетарного размещения основных видов топливных
ресурсов. Страны и регионы – лидеры по запасам топливных ресурсов. Топливно-энергетический баланс стран мира, основные этапы его
изменения. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических ресурсов в мировой экономике.
Глобальная энергетическая проблема и основные пути её решения в странах различных типов (энергоизбыточные и энергодефицитные).
Страны-лидеры по развитию возобновляемой энергетики. Развитие альтернативной энергетики на территории России. Факторы, определяющие
использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в отдельных странах.
Практические работы.

1) Выполнение заданий на контурной карте по отображению основных регионов распространения минерального сырья.
2) Анализ статистических материалов с целью объяснения тенденций изменения показателя ресурсообеспеченности стран отдельными видами
минеральных ресурсов (по выбору учителя).
3) Расчёт обеспеченности различными видами топливных ресурсов отдельных регионов мира (по выбору учителя).
4) Подготовка презентации по перспективам развития альтернативной энергетики отдельных стран мира (по выбору учащихся).
Тема 4. Атмосфера и климат Земли. Агроклиматические ресурсы.
Атмосфера – воздушная оболочка. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав и строение атмосферы. Изменение газового состава
атмосферы и сокращение озонового слоя как глобальные процессы. Основные источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди.
Физико-географическая дифференциация земной поверхности. Важнейшие факторы физико-географической дифференциации (суммарная
солнечная радиация, атмосферные осадки). Радиационный баланс земной поверхности. Тепловые пояса. Общая циркуляция атмосферы.
Тропические циклоны как опасные природные явления, их образование и распространение. Основные типы погоды. Современные методы
прогнозирования погоды.
Основные факторы формирования климата. Роль климата в формировании природно-территориальных комплексов. Значение агроклиматических
ресурсов для развития сельского хозяйства. Оценка агроклиматического потенциала. Глобальные изменения климата Земли. Изменения климата:
их периодичность и показатели. Различные точки зрения относительно причин наблюдаемых климатических изменений.
Парниковый эффект, парниковые газы, антропогенные и природные факторы увеличения их содержания в атмосфере. Географические
особенности экологических, экономических и социальных последствий глобальных климатических изменений в различных регионах и странах.
Влияние климатических изменений на развитие хозяйства стран и регионов мира.
Глобальное потепление и повышение уровня вод Мирового океана. Усилия международного сообщества по предотвращению необратимых
изменений климата.
Практические работы.
1) Объяснение распространения и направления движения тропических циклонов на основе использования источников информации.
2) Сравнение на основе использования источников информации энергетических затрат в различных регионах России в связи с
продолжительностью освещения и отопительного периода.
Тема 5. Гидросфера и водные ресурсы.
Гидросфера – водная оболочка планеты. Состав и значение гидросферы для жизни на Земле. Воды суши: реки, озёра, болота. Реки и их
характеристики: уклон, падение, расход воды, сток, слой стока, модуль стока, минерализация речных вод, твёрдый сток. Гидроэнергетический
потенциал рек и способы его оценки. Озёра мира, их классификация. Значение озёр в хозяйственной деятельности. Каналы и водохранилища –

антропогенные водные системы. Болота мира. Проблема сохранения водно-болотных ландшафтов. Основные источники загрязнения
гидросферы.
Многолетняя мерзлота, районы её распространения, динамика развития. Освоение территории России, лежащей в районах распространения
многолетней мерзлоты. Регионы современного оледенения.
Прогнозы сокращения площади ледников под влиянием изменений климата.
Сущность водной проблемы. Количественные и качественные характеристики водных ресурсов. Неравномерность распределения водных
ресурсов по поверхности суши. Обеспеченность водными ресурсами по странам и регионам мира. Классификация стран по уровню
обеспеченности водными ресурсами. Основные регионы мира, испытывающие дефицит пресной воды. Основные пути решения глобальной
водной проблемы. Обеспеченность России водными ресурсами. Водные ресурсы России и их рациональное использование.
Практические работы.
1) Сравнение обеспеченности возобновляемыми водными ресурсами двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий с помощью
карт атласа и анализа статистических источников.
2) Разработка социальной рекламы по теме «Чистота рек и озёр – ответственность каждого» (форма представления информации – по выбору
обучающихся).
Тема 6. Мировой океан как часть гидросферы. Ресурсы Мирового океана.
Мировой океан как часть гидросферы. Части Мирового океана. Значение Мирового океана. Строение дна Мирового океана, основные
тектонические структуры, особенности их геологического развития.
Зональные и азональные факторы изменения физико-химических свойств океанических вод (температура и солёность). Система течений
Мирового океана. Явление Эль-Ниньо. Проблема загрязнения вод океана и пути её решения.
Минеральные и топливные ресурсы морского шельфа и дна Мирового океана, перспективы их освоения. Экологические последствия разработки
ресурсов Мирового океана. Проблемы использования энергии вод Мирового океана.
Мировой океан как источник биоресурсов. Биологические ресурсы океана. Современные масштабы мирового рыболовства. Сохранение и
рациональное использование ресурсов океанов и морей в интересах устойчивого развития. Место России в области изучения и использования
ресурсов Мирового океана.
Практическая работа.
1) Характеристика явления Эль-Ниньо и его воздействия на различные компоненты природной среды и хозяйства.
Тема 7. Почвы и земельные ресурсы мира.

Почва как особое природное образование, обладающее естественным плодородием. Зональные и азональные факторы почвообразования.
Физическое, химическое, биологическое выветривание; их влияние на механический состав и свойства почв. Разнообразие почв, зональный
характер смены типов почв. Влияние соотношения тепла и влаги на естественное плодородие почвы. География основных типов почв мира.
Почвы России.
Почвенные и земельные ресурсы. Земельный фонд мира и динамика его изменения. Обеспеченность пахотными землями стран мира. Дефицит
земельных ресурсов как проблема развития сельского хозяйства в ряде регионов мира.
Сущность проблемы опустынивания. Природные и антропогенные факторы опустынивания и эрозии почв. Основные районы опустынивания и
эрозии почв. Загрязнение почвенного покрова. Охрана и воспроизводство почв. Методы борьбы с опустыниванием.
Практические работы.
1) Выявление тенденций изменения структуры земельного фонда в различных регионах мира с помощью статистических материалов.
2) Прогноз изменений плодородия основных типов почв России под влиянием природных и антропогенных факторов на основе использования
различных источников информации.
3) Составление структурной схемы «Факторы опустынивания» на основе анализа текстовых источников информации.
Тема 8. Биосфера и биологические ресурсы мира.
Биосфера – оболочка жизни. Границы и значение биосферы. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Эндемизм. Факторы
адаптация организмов к условиям окружающей среды. Зональность и азональность в органическом мире. Закон географической зональности (Л.
С. Берг, В. В. Докучаев). Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства. Группировка природных
комплексов по размерам и сложности организации. Проблема деградации природных ландшафтов планеты. Основные меры по борьбе с
деградацией природных ландшафтов Земли. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию.
Биоразнообразие. Очаги биоразнообразия. Природные и антропогенные факторы, влияющие на биоразнообразие. Деятельность человека по
сохранению биоразнообразия. Сущность проблемы сохранения биоразнообразия. Связь проблемы сохранения биоразнообразия с другими
глобальными проблемами. Основные меры по сохранению биологического разнообразия.
Биологические ресурсы. Лесные ресурсы. Лесные пояса мира. Проблема сведения экваториальных и влажных тропических лесов. Роль таёжных
лесов России в мировых климатических процессах. Лесное хозяйство России. Рациональное управление лесами, борьба с лесными пожарами и
незаконными вырубками.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) мира – резерваты биоразнообразия. ООПТ на территории России. Размещение объектов
Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Памятники Всемирного природного наследия на территории России.
Практические работы.

1) Анализ причин биоразнообразия природных комплексов в пределах одной природной зоны (по выбору учителя) на основе источников
информации.
2) Составление структурной схемы «Факторы обезлесения и потери биоразнообразия экваториальных лесов Бразилии» на основе анализа
текстовых и картографических источников информации.
Тема 9. География природных рисков.
Природные риски и их виды. Виды стихийных бедствий и опасных природных явлений. Географические особенности распространения
стихийных бедствий. Регионы природных рисков на территории России.
Землетрясения, извержения вулканов, оценка их интенсивности и прогноз возможных последствий в странах с различным уровнем социальноэкономического развития.
Штормы и цунами как факторы риска в развитии прибрежных территорий.
Роль географической науки в мониторинге и прогнозирования стихийных бедствий. Участие России в мониторинге стихийных бедствий и
ликвидации их последствий. Меры по снижению ущерба от стихийных бедствий. Техногенные катастрофы – вызовы для современного
индустриального общества. Меры по снижению ущерба от техногенных катастроф.
Практические работы.
1) Оценка последствий различных стихийных бедствий в странах и регионах мира на основе анализа сообщений СМИ (по выбору обучающихся).
2) Сравнительная оценка природных рисков для двух стран на основе анализа интернет-источников (по выбору учителя).
Тема 10. Глобальная экологическая проблема.
Экологическая проблема как результат взаимодействия человека, природы и хозяйства. Концепция «экологического императива» (Н. Н.
Моисеев). Состояние окружающей среды в зависимости от степени и характера антропогенного воздействия. Экологический кризис,
экологическая катастрофа. Региональные и глобальные изменения географической среды в результате деятельности человека. Роль географии в
решении геоэкологических проблем. Проблема утилизации промышленных и коммунальных отходов. Радиоактивное загрязнение и дезактивация
радиоактивных отходов. Экологический кризис в различных типах стран современного мира. Стратегия устойчивого развития России.
Практические работы.
1) Составление структурной схемы «Взаимосвязь глобальных проблем окружающей среды» на основе анализа сообщений СМИ.
2) Организация дискуссии о геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
3) Анализ текста «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» с целью выявления потенциального
вклада географии в обеспечение экологической безопасности России.

4) Сравнительная оценка прогнозируемых последствий экологических, экономических и социальных последствий глобальных климатических
изменений для двух стран (по выбору учителя).
Раздел 5. Человеческий капитал в современном мире.
Тема 1. Демографическая характеристика населения мира.
Демографическая история населения Земли. Экономические и социальные последствия демографического перехода в странах различных
социально-экономических типов. Современная динамика показателей воспроизводства населения (рождаемость, смертность, естественный
прирост). Географические особенности показателей воспроизводства населения стран мира. Прогнозы динамики численности населения в
регионах мира. Причины и следствия «демографического взрыва» в развивающихся странах. Демографический кризис в развитых странах и
комплекс связанных с ним социально-экономических проблем.
Возрастно-половая структура населения мира и отдельных стран. Трудовые ресурсы. Экономически активное население.
Сущность глобальной демографической проблемы. «Старение наций». Демографическая политика как способ регулирования численности
населения. Основные направления деятельности ООН по решению демографической проблемы. Демографическая ситуация в России и её
региональные различия. Региональные аспекты в реализации демографической политики в России.
Практические работы.
1) Представление географической информации о прогнозе изменений численности населения отдельных регионов мира (на 2050 г.) в виде
графиков на основе анализа статистических данных.
2) Выявление тенденций изменения демографической ситуации одного из регионов России с использованием ГИС (Росстат).
3) Сравнительный анализ половозрастных пирамид двух стран мира с целью объяснения различий в возрастной структуре населения развитых и
развивающих стран.
4) Исследование влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы (на примере своего региона) на
основе анализа различных источников.
Тема 2. Проблема здоровья и долголетия человека.
Здоровье человека как показатель социально-демографического развития. Проблемы, связанные с распространением болезней и патологических
состояний человека; факторы географической среды и их влияние на здоровье человека. Связь проблемы охраны здоровья и долголетия человека
с другими глобальными проблемами. Ожидаемая продолжительность жизни и её различия по странам мира. Природные и социальные факторы,
способствующие долголетию.
Практическая работа.

1) Сравнение показателей здоровья населения и ожидаемой продолжительности жизни в разных странах и регионах мира на основе анализа
различных источников информации.
Тема 3. Миграции населения.
Глобальные миграции населения как следствие экономического неравенства и демографической ситуации в странах мира. Классификация
миграций населения. Исторические, политические и социально-экономические аспекты формирования миграционных потоков. Проблема
беженцев как результат обострения геополитической ситуации в различных регионах мира. Основные направления деятельности ООН по
решению проблемы беженцев. Внутрироссийская миграция: дифференциация регионов. Факторы и последствия международной миграции
населения на территорию России. Трудовые миграции в России.
Практические работы.
1) Выявление основных направлений современных миграций населения в мире на основе анализа статистической информации.
2) Определение перечня стран мира с наибольшей долей иммигрантов в населении.
Тема 4. Многоликое человечество: расовая, этническая и лингвистическая структура населения мира.
Теория образования человеческих рас. География крупнейших расовых типов, смешанные и переходные расы. География межрасовых
конфликтов. Наиболее многочисленные народы (этносы) мира и страны их проживания. Феномен мультикультурализма и комплексной
идентичности. Межнациональные отношения в странах разных типов (однонациональных, однонациональных со значительными этническими
меньшинствами, многонациональных). Россия как многонациональное государство. География распространения крупнейших мировых языков.
Языковые пространства на территории России. Страны с множественностью официальных языков.
Практические работы.
1) Выполнение заданий на контурной карте по особенностям расового, этнического и лингвистического состава населения стран мира.
2) Организация групповой работы по выявлению межэтнических проблем в многонациональных государствах современного мира (по выбору
учителя).
Тема 5. География религий в современном мире.
Понятие о религии и её географическом пространстве. Развитие геопространства крупнейших религий в историческое время. Геопространства
христианства (католицизма, протестантизма, православия), ислама, буддизма, индуизма в настоящее время. Религиозные геопространства
православия, ислама и буддизма на территории России.
Практическая работа.
1) Выполнение заданий на контурной карте по географии распространения важнейших мировых религий на основе источников информации.
Тема 6. Проблема охраны мирового культурного наследия.

Материальная и духовная культура этносов, её исторические корни. Учение о культурном ландшафте. Природная составляющая культурного
ландшафта. Цивилизационная структура современного мира. Россия на границе цивилизационных пространств Европы и Азии. Глобальная
проблема утраты этнической культуры и ассимиляции. География объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Памятники
Всемирного наследия на территории России.
Практическая работа.
1) Подготовка презентации по плану об одном из памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на основе разнообразных источников
информации (по выбору обучающихся).
Тема 7. Качество жизни населения.
Качество человеческого капитала как показатель успешности развития. Уровень жизни населения как совокупность экономических, социальных,
культурных, природно-экологических условий. Комплексный характер методик определения качества жизни. Показатели, характеризующие
качество жизни населения. Индекс человеческого развития (ИЧР) как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных
стран и регионов мира. Региональные диспропорции ИЧР. Уровень образования населения и факторы, его определяющие. Величина доходов на
душу населения и её распределение (коэффициент Джини). Уровень развития политических свобод. Показатели гендерного неравенства.
Динамика качества жизни населения в странах разного типа.
Практические работы.
1) Сравнение показателей ИЧР двух стран в разных регионах (по выбору учителя) на основе анализа статистических данных.
2) Оценка основных показателей качества жизни населения для отдельных стран мира (по выбору учителя) на основе различных источников.
Тема 8. Расселение населения мира. Города мира и урбанизация.
Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Типы и формы расселения населения. Городское и сельское
расселение.
Сущность и географические закономерности глобального процесса урбанизации. Предпосылки роста городов. Границы и пространственная
структура города. Динамика развития крупных городов. Городские агломерации и мегалополисы. Социально-экономические последствия
урбанизации в странах различных социально-экономических типов. Рурбанизация. Причины и следствия «городского взрыва» в развивающихся
странах. Ложная урбанизация. Проблемы урбанизации (социальные, экономические, демографические, транспортные, экологические) и их
географические аспекты. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов. Крупнейшие города мира. Городские
агломерации, их типы и структура в разных регионах. Современные тенденции отхода от урбанизации: субурбанизация, рурализация,
дезурбанизация.
Практические работы.

1) Выявление тенденций в изменении численности населения крупнейших агломераций мира на основе анализа статистических данных.
2) Определение различий процесса урбанизации в развитых и развивающихся странах на основе анализа картографических, статистических,
текстовых материалов.
Тема 9. Глобальные города как ядра развития.
Критерии глобального города. Иерархия (уровни) глобальных городов. Роль глобальных городов в мировых социально-экономических
процессах: развитии промышленности и непроизводственной сферы, кредитно-финансовых связях, транспортных потоках, научных
исследованиях и образовании. Место Москвы и Санкт-Петербурга в рейтингах глобальных городов.
Практическая работа.
1) Сравнительная характеристика ведущих глобальных городов: Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Токио, Шанхая – на основе различных
рейтингов.
Раздел 6. Проблемы мирового экономического развития.
Тема 1. Мировое хозяйство как система.
Теории международного географического разделения труда. Условия формирования международной специализации стран и роль в этом
географических факторов. Основные субъекты мирового хозяйства: государства, ведущие интеграционные группировки, транснациональные
компании (ТНК). Международный рынок товаров и услуг. Цепочки создания добавленной стоимости как отражение современного этапа
разделения труда между странами. Факторы конкурентного преимущества стран, определяющие их международную специализацию на
современном этапе развития мирового хозяйства. Роль и место России в международном географическом разделении труда. Нарушение
механизма функционирования мирового хозяйства как следствие неправомерных антироссийских санкций со стороны недружественных России
стран.
Отраслевая структура мирового хозяйства (первичный, вторичный, третичный секторы). Процессы глобализации и деглобализации мировой
экономики и их влияние на хозяйство развитых и развивающихся стран. Международная специализация и кооперирование производства.
Территориальная структура хозяйства (ТСХ) и её составные части. Свободные экономические зоны. Роль ТНК в современной глобальной
экономике. Международные экономические организации (ГАТТ, ВТО, ФАО, ЮНИДО), их роль в регулировании международной экономики.
Практические работы.
1) Составление рейтинга ведущих глобальных ТНК по одному из показателей (рыночная капитализация, прибыль, численность персонала) на
основе анализа статистических данных.
2) Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
3) Классификация стран по особенностям отраслевой структуры их экономики (аграрные, индустриальные, постиндустриальные).

Тема 2. Научно-технический прогресс и мировое хозяйство.
Понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция». Исторические этапы научно-технического развития. Первая,
вторая, третья и ожидаемая четвёртая промышленные революции. Пространственные аспекты научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР).
Практическая работа.
1) Оценка влияния обеспеченности факторами производства, целенаправленно созданными страной (НИОКР, высококвалифицированная
рабочая сила, уровень информатизации, инфраструктура), на место страны в международном разделении труда.
Тема 3. Социально-экономические типы стран мира.
Показатели экономического развития стран мира. Классификация стран мира по количественным и качественным показателям. Экономические
показатели классификации стран: общий объём ВВП, объём ВВП на душу населения. Неравномерность внутреннего развития. Деление стран
мира на экономически развитые и развивающиеся. Страны-гиганты – особый тип стран мира, включающий и Россию. Новые индустриальные
страны (НИС) первой и второй волны. Группа стран – поставщиков углеводородов (включая страны ОПЕК – Организации стран – экспортёров
нефти). Страны - «квартиросдатчики» (офшоры) и специфичность их экономического развития. Наименее развитые страны – аутсайдеры
экономического развития.
Практические работы.
1) Сравнительная характеристика стран разных типов с использованием статистических и картографических материалов.
2) Сравнение структуры экономики развитых и развивающихся стран на основе анализа структуры ВВП и занятости двух стран (по выбору
учителя).
Тема 4. Экономическое развитие стран глобального Севера и глобального Юга.
Понятие «страны Севера» и «страны Юга». Критерии отсталости, применяемые в ООН. «Богатые» и «бедные» страны, их пространственное
расположение. Следствия экономической отсталости стран Юга: бедность, неграмотность населения, хроническое недоедание и голод, низкий
уровень здравоохранения, высокая смертность. Основные пути преодоления отсталости стран мира. Программы международных организаций по
ликвидации нищеты, голода, безграмотности. Роль международных организаций в содействии поступательному экономическому росту
развивающихся стран. Помощь России развивающимся странам.
Практическая работа.
1) Сравнение показателей социально-экономического развития стран Севера и Юга на основе анализа картографических и статистических
материалов.
Тема 5. Мировое сельское хозяйство и глобальная продовольственная проблема.

Место сельского хозяйства в структуре ВВП и занятости населения мира и отдельных стран. Географические различия природных и социальноэкономических факторов развития сельского хозяйства. Современные тенденции развития отрасли. Состав и место агропромышленного
комплекса (АПК) в отраслевой структуре хозяйства России. Типы сельскохозяйственных районов мира.
Растениеводство. География и объёмы производства основных зерновых продовольственных культур: кукурузы, пшеницы, риса. Географические
различия в производстве основных технических культур (масличных, волокнистых, сахароносных, тонизирующих). Роль России как одного из
главных экспортёров зерновых культур. Основные направления торговли продукцией растениеводства.
Животноводство. Роль животноводства в разных странах мира. География ведущих отраслей животноводства: скотоводства, свиноводства,
овцеводства, коневодства. Шелководство. Пчеловодство. Пушное звероводство. Основные направления торговли продукцией животноводства.
Рыболовство и рыбоводство. Географические различия в странах и регионах мира.
Сущность глобальной продовольственной проблемы, её связь с глобальной демографической и экологической проблемами. Роль России в
мировом производстве продовольствия. Географические особенности проявления продовольственной проблемы в странах с разным уровнем
социально-экономического развития. Причины и формы проявления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Усилия
международного сообщества по решению продовольственной проблемы. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и
улучшение питания, содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.
Практические работы.
1) Сравнение роли сельского хозяйства в странах разных типов на основе анализа статистических данных о доле сельского хозяйства в ВВП, в
общей численности занятых, в общем объёме экспорта.
2) Выявление крупнейших экспортёров и импортёров продовольствия на основе анализа показателей душевого производства и потребления
основных видов продуктов питания.
3) Анализ географических карт и статистических источников информации с целью установления взаимосвязей между динамикой обеспеченности
пахотными землями и необходимостью увеличения производства продовольствия.
Тема 6. География ведущих отраслей промышленности мира.
Место и значение промышленного сектора в мировой экономике. Деление отраслей промышленности на инновационные и неинновационные.
Факторы размещения предприятий отраслей промышленности (сырьевой, потребительский, транспортный, водный, энергетический, трудовых
ресурсов, наукоёмкости, военно-стратегический и другие). Важнейшие промышленные районы мира. Специализация и особенности
промышленного производства в России.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергетический переход», процессы декарбонизации. Нефтяная
промышленность. Ведущие страны по добыче и потреблению нефти. Крупнейшие экспортёры и импортёры нефти. Роль ОПЕК на мировом

рынке нефти. Нефтеперерабатывающая промышленность. Газовая промышленность. Территориальная структура добычи газа, её изменения в
XXI в. Влияние производства и международной торговли сжиженным природным газом на географию газовой промышленности. Ведущие
страны по добыче и потреблению природного газа. Крупнейшие экспортёры и импортёры природного газа. Угольная промышленность. Ведущие
страны по запасам, добыче и потреблению угля. Роль России на мировом рынке энергоресурсов.
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её географические особенности. Топливно-энергетический
баланс (ТЭБ) мира и особенности его изменения. Классификация стран по структуре выработки электроэнергии. Политика стран мира в
отношении развития атомной и возобновляемой энергетики. Роль России как ведущей энергетической державы. Роль ТЭК в экономике страны.
Быстрый рост производства электроэнергии с использованием возобновимых источников энергии (ВИЭ). Сравнительная эффективность
различных ВИЭ.
Металлургия мира. Чёрная металлургия. Особенности географии сырьевой базы (коксующегося угля и железной руды). Ведущие страны –
экспортёры и импортёры железной руды и коксующегося угля. Современные факторы размещения чёрной металлургии. Ведущие страны –
производители и экспортёры стали. Цветная металлургия. Основные группы цветных металлов, особенности географических факторов их
размещения. Территориальные различия в выплавке меди, никеля, алюминия. Роль России как одного из ведущих мировых экспортёров титана и
алюминия. Основные черты географии производства титана, олова, свинца, цинка, редкоземельных металлов. Ведущие страны по добыче золота.
Влияние чёрной и цветной металлургии на окружающую среду.
Машиностроение как ведущая отрасль мировой промышленности. Главные машиностроительные районы мира. Ведущие отрасли мирового
машиностроения: общее машиностроение, станкостроение, транспортное машиностроение, электронная и электротехническая.
Автомобилестроение мира. Авиакосмическая промышленность. Ведущие страны по производству авиационной техники. Роль и место России в
мировом авиакосмическом машиностроении. Судостроение. Концентрация производства в странах Азии. Электроника и электротехника.
Территориальная структура производства микропроцессоров, компьютеров и бытовой техники. Роль и место России в мировом обороннопромышленном комплексе.
Химический комплекс мира. География производства минеральных удобрений и продукции химии органического синтеза. Место России в
мировом производстве химических удобрений. Фармацевтическая промышленность как наиболее инновационная и технологически развитая
отрасль комплекса.
Лесопромышленный комплекс мира. Различия в обеспеченности лесными ресурсами стран мира. Региональные различия в производстве
продукции лесопромышленного комплекса. Влияние отраслей лесопромышленного комплекса на окружающую среду. Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность России, их место в экономике страны.

Лёгкая и пищевая промышленность мира. Крупнейшие страны – производители текстильной продукции. Особенности размещения производств
кожевенно-обувной промышленности. Особенности структуры потребления и производства продукции пищевой промышленности в странах
мира.
Практические работы.
1) Сравнение эффективности различных типов ВИЭ на основе анализа данных об их энергетической и экономической рентабельности.
2) Подготовка эссе на тему «Не слишком ли высокую цену человечество платит за нефть?».
3) Определение специализации отдельных стран мира на отраслях промышленности по данным их производственной статистики и структуры
товарного экспорта (по выбору учителя).
4) Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мировой промышленности (по выбору учителя).
Тема 7. Глобальный рынок услуг и технологий.
Международные экономические отношения, их виды. Мировой рынок товаров и услуг. Классификация услуг, основные способы торговли
услугами. Ведущие страны мира по экспорту и импорту услуг. Особые экономические зоны.
Международный туризм, ведущие страны и регионы по развитию туризма. Туристско-рекреационный потенциал регионов мира.
Международный рынок технологий. Международные рынки инжиниринговых, консалтинговых, информационных услуг. Регулирование и
проблемы международной торговли услугами. Проблема международного сотрудничества в освоении космического пространства. Роль России
как мировой космической державы. Создание инфраструктуры, обеспечивающей индустриализацию и внедрение инноваций.
Глобальные системы науки и образования. Международные образовательные услуги. Проблема «утечки мозгов».
География мировой торговли.
Практические работы.
1) Создание структурной схемы «Формы участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда».
2) Определение международной специализации одного из крупнейших регионов мира (по выбору учителя) на основе анализа статистических
данных.
3) Создание рекламного постера по одному из туристических регионов мира (по выбору обучающихся) на основе источников информации.
4) Составление картосхемы одного из санаторно-курортных и рекреационных районов России (по выбору учителя) с использованием различных
источников информации.
5) Отображение статистических данных по обеспеченности различными предприятиями сферы услуг на примере своего города (области).
Тема 8. Мировая транспортная система.

Транспорт как часть инфраструктурного комплекса. Международные транспортные услуги. Мировая транспортная система. Диспропорции в
развитии транспортной системы в странах различных типов. Транспортная доступность и её определение. Международные транспортные
коридоры. Мультимодальные перевозки. Основные преимущества и недостатки различных видов транспорта. Транспорт и окружающая среда.
Мировой автомобильный транспорт. Показатели автомобилизации. Железнодорожный транспорт. География высокоскоростных
железнодорожных магистралей в мире.
Мировой морской транспорт. Структура мирового гражданского морского флота. Важнейшие водные пути, каналы и судоходные реки мира.
Практические работы.
1) Исследование современных тенденций развития одного из видов транспорта (морского, железнодорожного или воздушного) на основе анализа
статистических материалов (по выбору учителя).
2) Составление картосхемы единого глубоководного пути европейской части России с использованием различных источников информации.
3) Оценка транспортно-географического положения России на основе источников информации.
Тема 9. Глобальные валютно-финансовые отношения.
Сущность мировых валютно-финансовых отношений. Элементы глобальной валютно-финансовой системы. Формы движения капитала. Ведущие
финансовые центры мира. Международные финансовые организации: МВФ, МБРР, МБ, Парижский и Лондонский клубы кредиторов. География
иностранных инвестиций в странах мира. Страны-кредиторы и страны-должники. Перспективы устойчивости банковской системы России в
условиях политической и экономической нестабильности.
Практическая работа.
1) Подготовка дискуссии на тему «Возможно ли преодоление финансовой задолженности развивающимися странами?».
Тема 10. Интеграционные процессы в глобальной экономике.
Сущность международной экономической интеграции (МЭИ). Этапы и движущие силы МЭИ. Формы интеграционных объединений: зона
свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз. Современные интеграционные
объединения. Ведущие региональные интеграционные объединения (ЕС, ЕАЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, АТЭС), проблемы и перспективы их
развития. Россия в мировой системе интеграционных отношений. Место России в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Факторы,
предопределяющие международную интеграцию России.
Практические работы.
1) Сравнительный анализ двух ведущих мировых интеграционных группировок (по выбору обучающихся) по данным международной
статистики с целью выявления мировых тенденций процессов интеграции.

2) Анализ международных экономических связей на примере одной из стран (по выбору учителя) на основе анализа различных источников
информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические
образовательные
работы
работы
ресурсы

Всего

Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1

География как наука

3

1.5

1.2

Картографический метод исследования в
географии

2

0.5

1.3

Районирование как метод географических
исследований

2

0.5

1.4

Географическая экспертиза и мониторинг

2

0.5

Итого по разделу

9

Раздел 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
2.1

Понятие о глобальных проблемах

2

0.5

2.2

Концепция устойчивого развития

2

1

Итого по разделу

4

Раздел 3. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА
3.1

Геополитическая структура мира

3

0.5

3.2

География форм государственного
устройства

2

0.5

3.3

Глобальная проблема роста вооружений

2

0.5

3.4

Государственные границы

3

0.5

3.5

Территориальные конфликты в
современном мире

2

0.5

3.6

Глобальная проблема международного
терроризма

2

0.5

3.7

Россия в мировой системе международных
отношений

2

0.5

Итого по разделу

16

Раздел 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СФЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Роль географической среды в жизни
4.1
2
0.5
общества
4.2

Природные условия и ресурсы.
Природопользование

2

1

4.3

Формирование земной коры и
минеральные ресурсы

4

2

4.4

Атмосфера и климат Земли.
Агроклиматические ресурсы

3

1

4.5

Гидросфера и водные ресурсы

3

1

4.6

Мировой океан как часть гидросферы.
Ресурсы Мирового океана

2

0.5

4.7

Почвы и земельные ресурсы мира

3

1.5

4.8

Биосфера и биологические ресурсы мира

2

1

4.9

География природных рисков

2

1

4.10

Глобальная экологическая проблема

3

1.5

Итого по разделу

26

Раздел 5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Демографическая характеристика
5.1
3
населения мира

1.5

5.2

Проблема здоровья и долголетия человека

2

0.5

5.3

Миграции населения

2

1

5.4

Многоликое человечество: расовая,
этническая и лингвистическая структура
населения мира

3

1

5.5

География религий в современном мире

2

0.5

5.6

Проблема охраны мирового культурного
наследия

2

0.5

5.7

Качество жизни населения

2

1

5.8

Расселение населения мира. Города мира и
урбанизация

2

1

5.9

Глобальные города как ядра развития

2

0.5

Итого по разделу

20

Раздел 6. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
6.1

Мировое хозяйство как система

2

1.5

6.2

Научно- технический прогресс и мировое
хозяйство

2

0.5

6.3

Социально-экономические типы стран
мира

2

1

6.4

Экономическое развитие стран
глобального Севера и глобального Юга

2

0.5

6.5

Мировое сельское хозяйство и глобальная
продовольственная проблема

3

1.5

6.6

География ведущих отраслей
промышленности мира

4

1.5

6.7

Глобальный рынок услуг и технологий

2

1

6.8

Мировая транспортная система

2

1.5

6.9

Глобальные валютно-финансовые
отношения

2

0.5

6.10

Интеграционные процессы в глобальной
экономике

2

1

Итого по разделу

23

Резервное время

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0.5

102

0

35

37.5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».