МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования науки и молодежи Республики Крым Сакский муниципальный район МБОУ "Вересаевская средняя школа" РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Левицкая Е.Н. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Бавбекова А.С.. «30»августа 2023г. УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Вересаевская средняя школа» от 31.08.2023 г. № 225 ________ Загарина Я.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Индивидуальный проект» Класс 9______________ Уровень базовый________________ Учитель Чепкасова Дарья Алексеевна Срок реализации программы один год______ Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Вересаево, 2023 г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно: - формирование универсальных учебных действий обучающихся через: - освоение социальных ролей, необходимых для учебно- исследовательской деятельности; - актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустемленность, самосознание и готовность преодолевать трудности; Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества , значимости учебно- исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения; - развитие компетентности в обществе; - овладение обучающимися продуктно- ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения: - основных этапов, характерных для исследования и проектной работы; - методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования; - технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания; - развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе: - предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; - владение приемами и методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач; - общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно- исследовательской и проектной деятельности. Задачи для обучающихся: 1.обучиться целеполаганию, планированию, контролю; 2.овладеть следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать); 3.обучиться методам творческого решения проектных задач. Задачи для учителя: 1.применять педагогические технологии, обеспечивающие самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы, осуществлять контроль; 2.создавать условия для проектной деятельности; 3.создавать комфортную обстановку; 2. научить ставить проблему и цели; 3.обучать приёмам и методам проектной деятельности; 4.научить работать с информацией; 5. ориентировать обучающихся на результат проекта; 6.неформально снижать агрессию и конфликтность участников; 7.помогать в организации обсуждений результатов этапа. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. 1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме. 2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма. 3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование. 4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме. 5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек. 6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта. 7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы. 8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта. 9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта. 10.Уметь представлять продукт проектной деятельности. Обучающиеся научатся следующему: 1.Коллективно выполнять учебные и социальные проекты. 2.Использовать озарение, догадку, интуицию. 3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к исследовательской деятельности; -широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: 1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья. 4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. 5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; 6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. 7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. 9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. 10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 Название разделов и тем программы Введение в проектную деятельность Ознакомление с разными видами проектов Теоретические основы создания проекта Работа над проектом Защита проекта Рефлексия ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 5 7 4 13 3 2 34