Физическая культура 1 кл.(2023-2024)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки и молодежи Республики Крым
Сакский муниципальный район
МБОУ "Вересаевская средняя школа"

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ Невидловская И.Ф.
Протокол №_1_
от «_29 » августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Минина К.А..
«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
Директор__________Я.А. Загарина
от 31.08.2023 г. № 225

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ««Физическая культура»»
(базовый уровень)
для обучающихся 1 классов
(Рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. №372)
Вересаево, 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020
г.).
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в воспитании здорового поколения,
государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности жизни граждан России и научная теория физической
культуры, представляющая закономерности двигательной деятельности человека. Здоровье закладывается в детстве, и качественное
образование в части физического воспитания, физической культуры детей дошкольного и начального возраста определяет образ жизни на
многие годы.
Основными составляющими в классификации физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического
воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт.
По данной классификации физические упражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся
многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на
строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения,
состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т.п.), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с
изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действи я;
туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде,
греблю в естественных природных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и
результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий,
исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является
предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов.
Основные предметные результаты по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО должны обеспечивать
умение использовать основные гимнастические упражнения для формирования и укрепления здоровья, физического развития, физического
совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности.
В программе отведено особое место упражнениям основной гимнастики и играм с использованием гимнастических упражнений. Овладение
жизненно важными навыками гимнастики позволяет решить задачу овладения жизненно важными навыками плавания. Программа включает
упражнения для развития гибкости и координации, эффективность развития которых приходится на возрастной период начальной школы.
Целенаправленные физические упражнения позволяют избирательно и значительно их развить.
Программа обеспечивает «сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях (гимнастических, игровых, туристических
и спортивных)».
2

Освоение программы обеспечивает выполнение обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и
другие предметные результаты ФГОС НОО, а также позволяет решить воспитательные задачи, изложенные в примерной программе
воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020
года № 2/20).
Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих программ образовательных
учреждений: она даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках учебного предмета
«Физическая культура»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование по разделам и темам курса, определяет количественные и качественные характеристики содержания; даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам и рекомендуемую последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требований к
результатам обучения физической культуре на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности /
учебных действий ученика по освоению учебного содержания.
В программе нашли своё отражение: Поручение Президента Российской Федерации об обеспечении внесения в примерные основные
образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования изменений,
предусматривающих обязательное выполнение воспитанниками и учащимися упражнений основной гимнастики в целях их физического
развития (с учётом ограничений, обусловленных состоянием здоровья); условия Концепции модернизации преподавания учебного предмета
«Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
научные и методологические подходы к изучению физической культуры в начальной школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей
направленностью с использованием основных направлений физической культуры в классификации физических упражнений по признаку
исторически сложившихся систем: гимнастика, игры, туризм, спорт — и упражнений по преимущественной целевой направленности их
использования с учётом сенситивных периодов развития учащихся начальной школы. В процессе овладения этой деятельностью
формируется костно-мышечная система, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются необходимые
двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов обучения.
Существенным компонентом содержания учебного предмета «Физическая культура» является физическое воспитание граждан России.
Учебный предмет «Физическая культура» обогащает обучающихся системой знаний о сущности и общественном значении физической
культуры и её влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания обеспечивают развитие гармоничной личности, мотивацию и
способность обучающихся к различным видам деятельности, повышают их общую культуру.

3

Программа основана на системе научных знаний о человеке, сущности физической культуры, общих закономерностях её функционирования
и использования с целью всестороннего развития людей и направлена на формирование основ знаний в области физической культуры,
культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.
В программе учтены приоритеты в обучении на уровне начального образования, изложенные в
Концепции модернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» вобразовательных организациях Российской Федерации,
которые нашли отражение в содержании программы в части получения знаний и умений выполнения базовых упражнений гимнастики для
правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; получения эмоционального
удовлетворения от выполнения физических упражнений в игровой деятельности.
Программа обеспечивает создание условий для высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура» на уровне
начального общего образования; выполнение требований, определённых статьёй 41 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» «Охрана здоровья обучающихся», включая определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, создание
условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся; способствует решению задач, определённых в Стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. и Межотраслевой программе развития школьного спорта до
2024 г., и направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, а именно:
а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
б) создание возможностей для самореализации и развития талантов.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого учащегося начальной школы, индивидуальных возможностях
каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы
образования, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных возможностей учащимся в рамках единого
образовательного пространства Российской Федерации.
Ценностные ориентиры содержания программы направлены на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России,
способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Обучение по программе позволяет
формировать у обучающихся установку на формирование, сохранение и укрепление здоровья; освоить умения, навыки ведения здорового и
безопасного образа жизни; выполнить нормы ГТО.
Содержание программы направлено на эффективное развитие физических качеств и способностей обучающихся начальной школы; на
воспитание личностных качеств, включающих в себя готовность и способность к саморазвитию, самооценке, рефлексии, анализу;
формирует творческое нестандартное мышление, инициативность, целеустремлённость; воспитывает этические чувства доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; учит взаимодействовать с окружающими
людьми и работать в команде; проявлять лидерские качества.
Содержание программы строится на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики, которая определяет
повышение внимания к культуре физического развития, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение задач развития
культуры движения, физическое воспитание.
4

Важное значение в освоении программы уделено играм и игровым заданиям как простейшей форме физкультурно-спортивной деятельности.
В программе используются сюжетные и импровизационно-творческие подвижные игры, рефлексивно-метафорические игры, игры на основе
интеграции интеллектуального и двигательного компонентов. Игры повышают интерес к занятиям физической культурой, а также
содействуют духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Для ознакомления с видами спорта в программе используются спортивные
эстафеты, спортивные упражнения и спортивные игровые задания. Для ознакомления с туристическими спортивными упражнениями в
программе используются туристические спортивные игры. Содержание программы обеспечивает достаточный объём практикоориентированных знаний и умений.
В соответствии с ФГОС НОО содержание программы учебного предмета «Физическая культура» состоит из следующих компонентов:
— знания о физической культуре (информационный компонент деятельности);
— способы физкультурной деятельности (операциональный компонент деятельности);
— физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности), которое подразделяется на физкультурнооздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность.
Концепция программы основана на следующих принципах:
Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и
последовательности предполагает регулярность занятий и систему чередования нагрузок с отдыхом, а также определённую
последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Учебный материал программы должен быть
разделён на логически завершённые части, теоретическая база знаний подкрепляется практическими навыками. Особое внимание в
программе уделяется повторяемости. Повторяются не только отдельные физические упражнения, но и последовательность их в занятиях.
Также повторяется в определённых чертах и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов.
Принцип систематичности и последовательности повышает эффективность динамики развития основных физических качеств младших
школьников с учётом их сенситивного периода развития: гибкости, координации, быстроты.
Принципы непрерывности и цикличности. Эти принципы выражают основные закономерности построения занятий в физическом
воспитании. Они обеспечивает преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяжённость их во времени. Кроме того,
принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Принцип цикличности заключается в
повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность
обучающегося.
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Программа учитывает возрастные и индивидуальные
особенности детей младшего школьного возраста, что способствует гармоничному формированию двигательных умений и навыков.
Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятия
образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный эффект от
содержания программы. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность
обучающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.
Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации означает требование оптимального соответствия
задач, средств и методов физического воспитания возможностям обучающихся. При реализации принципа доступности учитывается
5

готовность обучающихся к освоению материала, выполнению той или иной физической нагрузки и определяется мера доступности задания.
Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физического и интеллектуального развития, а также от их субъективной установки,
выражающейся в преднамеренном, целеустремлённом и волевом поведении обучающихся.
Принцип осознанности и активности. Принцип осознанности и активности предполагает осмысленное отношение обучающихся к
выполнению физических упражнений, осознание и последовательность техники выполнения упражнений (комплексов упражнений),
техники дыхания, дозированности объёма и интенсивности выполнения упражнений в соответствии с возможностями.
Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, обучающиеся учатся самостоятельно и творчески решать
двигательные задачи.
Принцип динамичности. Принцип динамичности выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к обучающимся в соответствии с
программой, которая заключается в постановке и выполнении всё более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объёма и
интенсивности и связанных с ними нагрузок. Программой предусмотрено регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту
физических нагрузок.
Принцип вариативности. Принцип вариативности программы предполагает многообразие и гибкость используемых в программе форм,
средств и методов обучения в зависимости от физического развития, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей
обучающихся, которые описаны в программе. Соблюдение этих принципов позволит обучающимся достичь наиболее эффективных
результатов.
Освоение программы предполагает соблюдение главных педагогических правил: от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному, от
простого к сложному. Планирование учебного материала рекомендуется в соответствии с постепенным освоением теоретических знаний,
практических умений и навыков в учебной и самостоятельной физкультурной, оздоровительной деятельности.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, целью которого является формирование у обучающихся полного
представления о возможностях физической культуры. В содержании программы учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов,
что позволит успешно достигнуть планируемых результатов — предметных, метапредметных и личностных.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Цели изучения учебного предмета «Физическая культура» — формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Цели и задачи программы обеспечивают результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по
учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО.
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций учебного предмета «Физическая культура»
традиционно относят формирование знаний основ физической культуры как науки области знаний о человеке, прикладных умениях и
навыках, основанных на физических упражнениях для формирования и укрепления здоровья, физического развития и физического
совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности, и как одного из основных компонентов общей культуры
человека.
6

Используемые в образовательной деятельности технологии программы позволяют решать преемственно комплекс основных задач
физической культуры на всех уровнях общего образования.
В содержании программы учтены основные направления развития познавательной активности человека, включая знания о природе
(медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе
(историко-социологические основы деятельности).
Задача учебного предмета состоит в формировании системы физкультурных знаний, жизненно важных прикладных умений и навыков,
основанных на физических упражнениях для укрепления здоровья (физического, социального и психологического), освоении упражнений
основной гимнастики, плавания как жизненно важных навыков человека; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность (распорядок дня, утренняя гимнастика, гимнастические минутки, подвижные и общеразвивающие игры и т.д.); умении
применять правила безопасности при выполнении физических упражнений и различных форм двигательной деятельности и как результат—
физическое воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни.
Наряду с этим программа обеспечивает:
— единство образовательного пространства на территории Российской Федерации с целью реализации равных возможностей получения
качественного начального общего образования;
— преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;
— возможности формирования индивидуального подхода и различного уровня сложности с учётом образовательных потребностей и
способностей обучающихся (включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
— государственные гарантии качества начального общего образования, личностного развития обучающихся;
— овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных
сред для проверки и приобретения знаний, расширения возможностей личного образовательного маршрута;
— формирование у обучающихся знаний о месте физической культуры и спорта в национальной стратегии развития России, их
исторической роли, вкладе спортсменов России в мировое спортивное наследие;
— освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада каждого в решение общих задач, осознания личной
ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся осваивать программу в соответствии с возможностями каждого.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по программе являются:
— умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства физической культуры для достижения цели
динамики личного физического развития и физического совершенствования;
— умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей, проявлять
лидерские качества в соревновательной деятельности, работоспособность в учебно-тренировочном процессе, взаимопомощь при изучении и
выполнении физических упражнений;
— умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми, в том числе при передаче информации на заданную тему по общим сведениям теории физической культуры, методикам
выполнения физических упражнений, правилам проведения общеразвивающих подвижных игр и игровых заданий;
7

— умение работать над ошибками, в том числе при выполнении физических упражнений, слышать замечания и рекомендации педагога,
концентрироваться при практическом выполнении заданий, ставить перед собой задачи гармоничного физического развития.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Физическая культура» в 1 классе, составляет 66 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре. Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению
здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми
действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование. Оздоровительная физическая культура. Гигиена человека и требования к проведению гигиенических
процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней
зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура. Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в
спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики. Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа. Строевые
упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте; повороты направо и налево; передвижение в колонне по
одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом; упражнения с гимнастическим мячом и
гимнастической скакалкой; стилизованные гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и животе; подъём ног из положения лёжа на животе; сгибание
рук в положении упор лёжа; прыжки в группировке, толчком двумя ногами; прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.
Лёгкая атлетика. Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого
разбега.
Подвижные и спортивные игры. Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр.
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования ФГОС
программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

8

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения физической культуре в единстве
учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Физическая культура» в начальной школе отражают готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе.
Патриотическое воспитание:
— ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения
физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных
команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической
культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
— представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной
помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при
объяснении ошибок и способов их устранения.
Ценности научного познания:
— знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической
традиции;
— познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и
здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;
— познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
— интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:
— осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической
культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на
здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
9

— экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих
двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности
соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
— экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре отражают овладение универсальными
познавательными действиями.
В составе метапредметных результатов выделяют такие значимые для формирования мировоззрения формы научного познания, как научный
факт, гипотеза, теория, закон, понятие, проблема, идея, категория, которые используются в естественно-научных учебных предметах и
позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре отражают овладение универсальными
учебными действиями, в том числе:
1) Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
— ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в пределах изученного), применять изученную
терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
— выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и
эмоционального благополучия;
— моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавании;
— устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие физических качеств;
— классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: по признаку
исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования,
преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
— приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков плавания, ходьбы на лыжах (при условии
наличия снежного покрова), упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору), туристических физических упражнений;
— самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным
дозированием физических упражнений;
— формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития
физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и
действовать даже в ситуациях неуспеха;
— овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами; использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебных
предметов;
10

— использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного
физического развития, в том числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений;
— использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе
Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных
учебных задач.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие способность обучающегося осуществлять коммуникативную
деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельную организацию речевой
деятельности в устной и письменной форме:
— вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
— описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека;
— строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений, в играх и
игровых заданиях, спортивных эстафетах;
— организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в
коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей,
осуществление действий для достижения результата;
— проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
— продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений,
игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
3) Регулятивные универсальные учебные действия, отражающие способности обучающегося строить учебно-познавательную
деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка):
— оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения,
уменьшение частоты простудных заболеваний);
— контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в самостоятельной повседневной физической деятельности по
показателям частоты пульса и самочувствия;
— предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
— проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности;
проявлять стремление к успешной образовательной, в том числе физкультурно-спортивной, деятельности; анализировать свои ошибки;
— осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности.
11

В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной программой, выделяются: полученные
знания, освоенные обучающимися; умения и способы действий, специфические для предметной области «Физическая культура» периода
развития детей возраста начальной школы; виды деятельности по получению новых знаний, их интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных и новых ситуациях.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены физические упражнения:
— гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность
которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и
координационной сложностью всех движений;
— игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных движений, бега, бросков и т. п.), которые выполняются
в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в
целом и по конечному результату действия (точнее бросить, быстрее добежать, выполнить в соответствии с предлагаемой техникой
выполнения или конечным результатом задания и т. п.);
— туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на
велосипеде, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и
препятствий на местности;
— спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой
всесоюзной спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К
последней группе в программе условно относятся некоторые физические упражнения первых трёх трупп, если им присущи перечисленные
признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные туристические упражнения).
Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся определённых умений.
1) Знания о физической культуре:
— различать основные предметные области физической культуры (гимнастика, игры, туризм, спорт);
— формулировать правила составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены, требований к одежде и обуви
для занятий физическими упражнениями в зале и на улице; иметь представление о здоровом образе жизни, о важности ведения активного
образа жизни;
— знать и формулировать основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале, на
спортивной площадке, в бассейне);
— знать и формулировать простейшие правила закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, уметь
применять их в повседневной жизни; понимать и раскрывать значение регулярного выполнения гимнастических упражнений для
гармоничного развития; знать и описывать формы наблюдения за динамикой развития гибкости и координационных способностей;
— знать основные виды разминки.
2) Способы физкультурной деятельности:
Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями:
12

— выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в положении стоя, сидя и при ходьбе; упражнения для развития
гибкости и координации;
— составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, выполнения
упражнений гимнастики; измерять и демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их значения с
рекомендуемыми для гармоничного развития значениями.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые упражнения:
— участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, с заданиями на выполнение движений под
музыку и с использованием танцевальных шагов; выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта, плаванием, основами
туристической деятельности; общаться и взаимодействовать в игровой деятельности; выполнять команды и строевые упражнения.
3) Физическое совершенствование:
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
—
осваивать технику выполнения гимнастических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата, включая
гимнастический шаг, мягкий бег;
— упражнения основной гимнастики на развитие физических качеств (гибкость, координация), эффективность развития которых
приходится на возрастной период начальной школы, и развития силы, основанной на удержании собственного веса;
— осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационно-скоростных способностей, в том числе с использованием
гимнастических предметов (скакалка, мяч);
— осваивать гимнастические упражнения, направленные на развитие жизненно важных навыков и умений (группировка, кувырки;
повороты в обе стороны; равновесие на каждой ноге попеременно; прыжки толчком с двух ног вперёд, назад, с поворотом в обе стороны;
— осваивать способы игровой деятельности.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем программы
п/
п

Количество
часов
всего КР ПР

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1. Физическая культура: Гимнастика. Игры.
2
Туризм. Спорт. Важность регулярных занятий
физической культурой в рамках учебной и
внеурочной деятельности. Основные разделы
урока. ГТО

Виды деятельности

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
Урок «Как возникли первые
соревнования» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/less
on/5733/start/168855/ Урок
«Виды передвижения»
(РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/less
on/5738/start/168896/
https://resh.edu.ru/

0

0

Находить необходимую информацию
по темам: Гимнастика. Игры. Туризм.
Спорт.
Определять понятие: Физическая
культура

1.2. Правила поведения на уроках физической
культуры. Общие принципы выполнения
физических упражнений. Гимнастический
шаг.
Гимнастический (мягкий) бег. Основные
хореографические позиции
1.3. Место для занятий физическими
упражнениями. Спортивное оборудование и
инвентарь. Одежда для занятий физическими
упражнениями. Техника безопасности при
выполнении физических упражнений,
проведении игр и спортивных эстафет
1.4. Распорядок дня. Личная гигиена.
Основные правила личной гигиены.
Закаливание.
1.5 Строевые команды, виды построения, расчёта

1

0

0

Уметь составлять распорядок дня

1

0

0

1

0

0

Определять состав одежды для
https://resh.edu.ru/
занятий физическими упражнениями,
основной перечень необходимого
спортивного оборудования и
инвентаря для занятий основной
гимнастикой;
Знать правила личной гигиены и
https://resh.edu.ru/
правила закаливания;

1

0

1

Итого по разделу

6

Знать строевые команды и
определения при организации строя;

https://resh.edu.ru/

14

Раздел 2.Способы физкультурной деятельности
2.1. Самостоятельные занятия общеразвивающими 2
и здоровье формирующими физическими
упражнениями
2.2. Самостоятельные развивающие подвижные
2
игры и спортивные эстафеты, строевые
упражнения
2.3. Самоконтроль. Строевые команды и
2
построения

0

2

Составлять индивидуальный
распорядок дня;

https://resh.edu.ru/

0

2

Общаться и взаимодействовать в
игровой деятельности;

https://resh.edu.ru/

0

2

Знатьиопределятьвнешниепризнаки https://resh.edu.ru/
утомлениявовремязанятийгимнасти
кой;
Соблюдатьрекомендацииподыханиюи
техникевыполненияфизическихупраж
нений;
Различать и самостоятельно
организовывать построения по
строевым
командам:«Становись!»,«Равняйсь!»
,
«Смирно!», «Вольно!»,
«Отставить!», «Разойдись», «Попорядку рассчитайсь!», «На
первый—второй рассчитайсь!», «На
первый—третий рассчитайсь!»;

24

Освоение универсальных умений по
самостоятельномувыполнениюупра
жненийдляформированияиразвития
опорно-двигательногоаппарата;

Итого по разделу
6
Раздел 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность
3.1. Освоение упражнений основной гимнастики: 24
0
— для формирования и развития опорнодвигательного аппарата;
— для развития координации, моторики и
жизненно важных навыков и умений.
Контроль величины нагрузки и дыхания

https://resh.edu.ru/

15

3.2 Игры и игровые задания

3.3 Организующие команды и приемы

14

2

0

14

0

2

Музыкально-сценические игры.
Игровые задания. Спортивные
эстафеты с мячом, со скакалкой

https://resh.edu.ru/

https://galhar.j imdofree.com
Освоение универсальных умений при
выполнении организующих
команд: «Становись!»,
«Равняйсь!»,«Смирно!»,
«Вольно!», «Отставить!», «Разойдись»,
«По порядку рассчитайсь!», «На
первый—второй рассчитайсь!», «На
первый—третий рассчитайсь!»;

Итого по разделу

40

Раздел 4. Спортивно-оздоровительная деятельность
4.1 Освоение физических упражнений

14

0

14

https://galhar.j imdofree.com
Освоение универсальных умений по
самостоятельному выполнению
гимнастических упражнений для
растяжки задней поверхности мышц
бедра и формирования выворотности
стоп;
Освоение универсальных умений по
самостоятельному
выполнению
акробатических
упражнений
—
«велосипед», «мост» из положения
лежа; кувырок в сторону;
Освоение универсальных умений по
самостоятельному
выполнению
подводящих
упражнений
—
продольных и поперечных шпагатов
(«ящерка»), группировка;
16

Освоение универсальных умений по
самостоятельному выполнению
спортивных упражнений (по выбору), в
т. ч. через игры и игровые задания;
Итого по разделу

14

Обще количество часов по программе

66

0

61

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».