Азбука дорожного движения 3-а (2023-2024)

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление общекультурного развития и
воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных
представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления
идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Дорожная азбука» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и
эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний о культурном и безопасном поведении на дороге,
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение им еет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов– получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к необходимости соблюдения
правил дорожного движения, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальн ой
среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов– получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, в том числе, передача
полученных знаний более младшим ребятам, родителям и другим участникам дорожного движения, участие в коллективных проектах,
акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной
среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином,
свободным человеком.
Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов общекультурного развития и
воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие
нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к
людям и обществу и т. д.
2

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса:
Обучающиеся научатся :
1. Определять элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра
и пешеходных ограждений.
2. Объяснять что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Объяснять что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила
пользования переходами.
4. Применять правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Объяснять что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила
перехода проезжей части на них.
6. Понимать значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Понимать значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Понимать назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Применять правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Применять правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Объяснять особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Определять типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Находить безопасный путь в школу.
14. Объяснять где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Определять возможности и особенности своего зрения и слуха.
Обучающиеся получат в озможн ость научить ся :
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой -либо предмет на проезжую часть
и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
3

Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
Определять величину своего шага и скорость своего движения.
Определять признаки движения автомобиля.
Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Ожидаемые результаты освоения курса.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные:
 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
 положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»»;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
 установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
 использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
 умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения обучающиеся научатся:
7.
8.
9.
10.

4

 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 ставить вопросы;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и позна л
первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нужд ающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного
взгляда на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным
партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
5

10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее
Содержание курса внеурочной деятельности
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей
терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треуго льник
с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и
форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Адрес местожительства, название
ближайших

улиц

и

их

особенности.

Дорога

от

дома

до

школы

(кинотеатра,

парка,

магазина

и

пр.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного
средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленнобыстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие,
классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут
(определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,
поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое
определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые»
участки, повороты, подъемы, спуски). Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот,
задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
6

Ты – пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу
транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки
дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход»,
«надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние
признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного
перехода). Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и
запрещающих знаков. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Светофор пешеходный и транспортный.
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Правила движения в темное время суток. Правила
передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки:
«велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона»,
«конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно
и сдержанно. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или
обочины. На первом сидении ребенок ехать не может. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. При поездке на
грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути»,
«зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток —
место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой).
Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением
движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл,
диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом
участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков).
Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела

Количество часов

1
Ориентировка в окружающем мире
2
Ты — пешеход
3
Ты — пассажир
ИТОГО

5
8
4
17

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».