Литературное чтение на родном языке (украинском) 4-а(2023-2024)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
ЯЗЫКЕ» (УКРАИНСКОМ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном языке» (украинском) на уровне начального общего образования у
выпускников будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине – России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
2

—
—

первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты

В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» (украинском) в 4 классе обучающийся овладеет универсальными
учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
 сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
 объединять части объекта/объекты (тексты) по заданному признаку;
 определять существенный признак для классификации текстов, классифицировать предложенные тексты;
 находить закономерности и противоречия в текстовом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
 с помощью учителя формулировать цель;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
 выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации,
сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
 выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее
проверки (с помощью словарей, справочников);
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей/законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с
текстами.
3

В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» (украинском) в 4 классе обучающийся овладеет универсальными
учебными коммуникативными действиями:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» (украинском) в 4 классе обучающийся овладеет универсальными
учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
 соотносить полученный результат с поставленной учебной задачей по анализу текста;
 находить и исправлять ошибки, допущенные при работе с текстами.
4

Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (украинском) в 4 классе обеспечивает:
 понимание места и роли украинской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов
Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
 первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной
литературы украинского народа в создании особого культурного, морально-этического и эстетического пространства;
 освоение смыслового чтения, понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы (чтение вслух, чтение про себя,
жанры художественных и фольклорных произведений, анализ прочитанных литературных произведений, изобразительные и выразительные средства
украинского языка);
 приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах, сформированность читательского интереса и
эстетического вкуса обучающихся (использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), работа с текстом
(вопросы к тексту, план текста), чтение по ролям, выполнение творческих работ).
Обучающийся научится:
–читать про себя (используя технику автоматизированного чтения) и вслух группами слов с соблюдением орфоэпических и
интонационных норм;
– знать содержание изученных литературных произведений, указывать их авторов и названия;
– делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;
– самостоятельно характеризовать героев произведений, устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; сравнивать характеры героев как внутри одного, так и в нескольких разных
произведениях, выявлять авторское отношение к герою;
– читать наизусть 4–5 стихотворений разных авторов;
– самостоятельно работать с разными источниками информации (включая различные словари и справочники, в контролируемом
пространстве сети Интернет);
–использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
–
создавать собственный текст на основе художественного произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
– выполнять проектные задания с использованием различных источников и способов переработки информации.

5

Воспитательный потенциал учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (украинском) обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые
радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и
постоянном внимании со стороны человека.
5. Развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6.Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого,
но увлекательного учебного труда.
7. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой
жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда
на мир.
9. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с
которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества.
10. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ» (УКРАИНСКОМ)
4 класс
Люби книги!
Василий Сухомлинский. «Сперечання двох книг» («Спор двух книг»).
Сергей Михалков. «Пісенька юних читачів» («Песенка юных читателей»).
Устное народное творчество
«Мудра дівчина » («Мудрая девушка») украинская народная сказка
Притча «Без труда нема плода» («Без труда нет плода»).
Притча «Батьківська порада» («Отцовский совет»).
Страницы книги природы
Андрей Малышко. «Яблука» («Яблоки»).
Юрий Ярмыш. «Дрібний дощик» («Мелкий дождик»).
Василий Сухомлинский. «Камінь» («Камень»).
Интересные приключения братьев наших меньших
Николай Трублаини. «Пустуни на пароплаві» («Шалуны на теплоходе»).
Александр Копиленко. «Кріт-бідолаха» («Крот-бедняга»).
Литературные сказки
Иван Франко. «Лисичка-кума» («Лисичка-кума»).
Леся Украинка. «Біда навчить» («Беда научит»).
А дружить надо уметь
Анатолий Костецкий. «Краще з друзями разом» («Лучше с друзьями вместе»).
Василий Сухомлинский. «Як Павлик списав у Зіни задачу» («Как Павлик списал у Зины задачу»).
Приключения и интересы твоих сверстников
Остап Вишня. «Веселі актори» («Веселые артисты»).
Лидия Компанеец. «Канікули! Канікули! Весела пора!» («Каникулы! Каникулы! Веселая пора!»).
Человек начинается с добра
Василий Сухомлинский. «Усмішка» («Улыбка»).
Александр Ефимов. «Завдання бувають різними» («Задачи бывают разные»).
Виды речевой и читательской деятельности
7

Слушание. Восприятие на слух звучащей речи: текста, читаемого вслух учителем и одноклассниками, высказываний собеседников,
адресованных себе вопросов. Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, ответы на вопросы по ее содержанию и
формулирование собственных вопросов.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового чтения к чтению целыми словами, постепенное увеличение скорости чтения.
Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного чтения (чтение
отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе, жанровые требования и ограничения самого
читаемого текста).
Чтение про себя. Самостоятельное чтение текста небольшого объема. Нахождение в изучаемом тексте необходимых сведений, а также
нахождение в словарях нужных словарных статей и извлечение из них требуемой информации в рамках выборочного чтения. Освоение разных видов
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи
собственных впечатлений, передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание
нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать свое отношение к
ним (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста.
Письмо. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в
письменной речи выразительных средств языка (синоним, антоним, олицетворение, сравнение), короткие сочинения по личным наблюдениям и
впечатлениям.
Работа с текстом художественного произведения. Анализ заголовка, анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его
эмоционально-смысловых доминант (основная мысль, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и
авторский вывод в рассказе). Определение особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности (антоним,
синоним, олицетворение, сравнение). Умение определять характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через
авторский комментарий), сравнительный анализ поведения разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических
текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом выработка умений устанавливать причинноследственные связи в развитии сюжета и в поведении героев, понимать авторскую точку зрения, выделять основную мысль текста, обнаруживать
выразительные средства.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Малые жанры фольклора (считалки, загадки, скороговорки, приговорки,
пословицы и поговорки, потешки), причти, колыбельные, народные песни, народные сказки. Литературные авторские произведения. Произведения
классиков украинской литературы (стихотворения, рассказы). Произведения классиков украинской детской литературы (стихотворения, рассказы,
сказки).
Литературоведческая пропедевтика. Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и
авторской литературы, узнавание в текстах художественных приемов (сравнение, олицетворение и др.) и понимание причин их использования.
8

Систематизация знаний обучающихся о малых жанрах украинского народного творчества и усвоение понятия «устное народное творчество».
Формирование элементов литературоведческих представлений. Представление о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных
произведений (сказки, малые фольклорные формы: загадки, считалки, пословицы и т. д.). Авторская литература: жанры рассказа и литературной
сказки, поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Освоение понятий «тема» и «основная мысль». Практическое различение
произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста
(сказка, рассказ, стихотворение, пословица, загадка и т. д.). Понимание разницы между художественными и научно-познавательными текстами.
Понимание отличий прозаического и стихотворного текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском
тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя – в лирическом произведении).
Творческая деятельность обучающихся. Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям. Умение читать
выразительно поэтический и прозаический текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с
особенностями текста. Умение анализировать иллюстрации в учебнике, сравнивать их с художественными текстами. Практическое освоение малых
фольклорных жанров (считалки, загадки, скороговорки, приговорки, пословицы и поговорки, потешки), сочинение собственных текстов и их
инсценировка с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших
сочинений) делиться личными наблюдениями и впечатлениями.
Тема, раздел
курса
Люби книги!

Тематичский план 4 класс –17 ч.
Кол-во
Программное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
часов
Василий Сухомлинский
2
Учебный диалог о книгах и развитии любви к чтению.
«Сперечання двох книг» («Спор двух
Самостоятельная работа: небольшой содержательный монолог по теме
книг»).
урока (с учетом отведенного количества времени).
Чтение про себя.
Сергей Михалков
Освоение различных видов чтения (выборочное, просмотровое,
«Пісенька юних читачів» («Песенка
ознакомительное).
юных читателей»)
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение темы и главной мысли произведения, понимание вопросов,
поставленных в произведении, обоснование своего мнения о
литературном герое, подтверждение его фрагментами или отдельными
строчками из произведения, деление текста на смысловые части,
составление плана текста и использование его для пересказа.
Декламирование: выразительное чтение фрагмента текста (без
9

Устное народное
творчество

Бытовые сказки :
«Мудра дівчина » («Мудрая девушка»)
украинская народная сказка
« Без труда нема плода» («Без труда нет
плода» ), «Батькові поради» («Отцовские
советы») (народные притчи)

2

Страницы книги
природы

Андрей Малышко
«Яблука» («Яблоки»).

3

Юрий Ярмыш
«Дрібний дощик» («Мелкий дождик»).
Василий Сухомлинский
«Камінь» («Камень»).

подготовки заранее).
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, выполнение
тестовых заданий
Коллективная беседа о народной песне как жанре фольклора.
Учебный диалог по теме «Фольклорные песни моего родного края».
Проектная работа: народные песни украинского и русского фольклора.
Работа с текстом художественного произведения: характеристика героя
произведения, определение средств изображения и выражения чувств
героя.
Построение устного диалогического и монологического высказывания с
соблюдением норм литературного языка.
Декламирование: выразительное чтение выбранного текста.
Заучивание наизусть выбранной песни.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию фольклорного
текста, различение жанров фольклора.
Работа с текстом фольклорного произведения: определение основной
мысли произведений, высказывание оценочных суждений о героях.
Самостоятельная работа с разными источниками информации.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Составление притчи по образцу
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Чтение по цепочке.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, составление вопросов по тексту, в том числе и проблемного
характера.
Работа с текстом художественного произведения, определение главной
мысли произведения, характеристика героя произведения, оценивание
его поступков, определение последовательности событий.
Поиск олицетворений в тексте.
10

Интересные
приключения
братьев наших
меньших

Николай Трублаини
«Пустуни на пароплаві» («Шалуны на
теплоходе»).

2

Александр Копиленко
«Кріт-бідолаха» («Крот-бедняга»).

Литературные
сказки

Иван Франко
«Лисичка-кума» («Лисичка-кума»).
Леся Украинка
«Біда навчить» («Беда научит»).

2

Пересказ: пересказ текста по плану, выборочный пересказ текста.
Самостоятельное составление плана собственного высказывания.
Работа в группах: иллюстрирование прочитанного текста по выбору.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения
Коллективная беседа о животных, домашних питомцах, о бережном и
заботливом отношении к братьям нашим меньшим.
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Учебный диалог: прогнозирование текста по заголовку, иллюстрациям,
ключевым словам.
Работа с текстом художественного произведения: характеристика героя
произведения, оценивание его поступков, определение средств
изображения и выражения чувств героя.
Пересказ текста по плану.
Творческая работа: включение в рассказ повествовательного характера
элементов описания или рассуждения, придумывание возможного
варианта развития сюжета рассказа.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Игра: «Истории о животных» (составление и выразительное чтение
кратких историй о животных на основе личного опыта и прочитанных
произведений)
Коллективная беседа об отличии литературной сказки от фольклорной.
Монолог об известных авторах-сказочниках.
Чтение вслух: выразительное чтение.
Чтение по цепочке.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение главной мысли в произведении, характеристика героя
произведения, определение средств изображения и выражения чувств
11

А дружить надо
уметь

Анатолий Костецкий
«Краще з друзями разом» («Лучше с
друзьями вместе»).

2

Василий Сухомлинский
«Як Павлик списав у Зіни задачу» («Как
Павлик списал у Зины задачу»)

Приключения и
интересы твоих
сверстников

Остап Вишня
«Веселі актори» («Веселые артисты»).
Лидия Компанеец
«Канікули! Канікули! Весела пора!»
(«Каникулы! Каникулы! Веселая пора!»).

2

героя, нахождение в тексте средств художественной выразительности
(олицетворения).
Пересказ текста по плану.
Построение устного диалогического и монологического высказывания.
Декламирование: выразительное чтение текстов.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре.
Игра: «В мире сказок» – отгадывание наиболее известных сказок по
ключевым словам или картинкам
Коллективная беседа о дружбе.
Учебный диалог о ссорах и примирении друзей. Аргументирование
своего мнения.
Чтение вслух: выразительное чтение.
Освоение различных видов чтения (выборочное, просмотровое,
ознакомительное).
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанных
произведений.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение главной мысли произведения, определение средств
изображения и выражения чувств героя, нахождение в тексте и
понимание значения и роли средств художественной выразительности.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения
Учебный диалог о личных интересах, увлечениях.
Монолог на тему каникул.
Чтение вслух: выразительное чтение.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанных
произведений.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение главной мысли произведения, определение средств
изображения и выражения чувств героя, нахождение в тексте и
понимание значения и роли средств художественной выразительности.
12

Человек
начинается с
добра

Василий Сухомлинский
«Усмішка» («Улыбка»).
Александр Ефимов
«Завдання бувають різними» («Задачи
бывают разные»)

2

Пересказ произведения по заданному плану.
Пересказ с изменением лица рассказчика.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения
Учебная беседа о добром отношении между людьми, важности улыбки и
хорошего настроения.
Чтение вслух: выразительное чтение по ролям.
Инсценирование прочитанных произведений.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанных
произведений.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение главной мысли произведения, определение средств
изображения и выражения чувств героя, нахождение в тексте и
понимание значения и роли средств художественной выразительности.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Игра: «Цепочка добра» – перечисление добрых дел, которые мы можем
сделать друг другу

13

14

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».