МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРЕСАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 296524,Республика Крым Сакский район с. Вересаево, ул. Школьная, д.3 тел./факс0(6563)9-78-96, Е-mail:school_sakskiyrayon21@crimeaedu.ru ИНН 9107035683 К ООП СОО, утвержденной приказом по школе от 30.08.2023 г. № 212 УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________Я.А. Загарина «30» августа 2023г. ПРИНЯТО педагогическим советом школы (протокол от 30.08.2023 г. № 10) ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-7 классы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вересаевская средняя школа» на 2023/2024 учебный год 1. Пояснительная записка План внеурочной деятельности составлен для основной образовательной программы основного общего образования в соответствии: с пунктом 6 частью 3 статьи 28, 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370. Письмом Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»; Письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023г. №1988/01-15 (с изменениями от 05.07.2023г. №3632/01-14). Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности. В связи с тем, что в школе в 2023/2024 учебном году осваивать ООП ООО по ФГОС- 2021 будут только 5–7-е классы, план внеурочной деятельности сформирован с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов только для 5–7-х классов. При формировании содержания внеурочной деятельности учитывается: условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав; результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды, национальные и культурные особенности региона, где находится школа. Между урочной и внеурочной деятельностью предусмотрен перерыв не менее 30 минут. Продолжительность занятий: - в 5-7 классах –45 минут. При проведении внеурочных занятий допускается объединение в группы обучающихся из нескольких классов. Общее количество часов за пять лет обучения – до 1750 часов Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. (указываем при наличии и каким образом) Направления и цели внеурочной деятельности. В соответствии с решением педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации в 2023/2024 учебном году реализуется следующая модель плана внеурочной деятельности : - модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности; - модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы; - модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Для всех классов один час в неделю отведён на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Цель: Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Форма организации: Основной формат внеурочных занятий Разговоры о важном»разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением ж собственным поступкам. Остальные часы внеурочной деятельности в 2023/2024 учебном году распределены следующим образом: 1.Внеурочная деятельность по учебным предметам ООП представлена следующими курсами: Название курса: «Занимательный русский» Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения через систему развивающих занятий. Форма организации: Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет. Название курса: «Живая математика» Цель: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность. Форма -решение занимательных задач; оформление математических газет; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность; самостоятельная работа; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Название курса: «Основы военной подготовки» Цель: изучение законодательных основ военной службы, истории и основных этапов становления и развития Вооруженных Сил России, ознакомление кадет с жизнью военнослужащих, их правами и обязанностями, приобретение необходимых военных знаний и практических навыков в объеме, необходимом для службы в Вооруженных Силах РФ Форма теоретические занятия; практические занятия; учебно-тренировочные занятия, игры; соревнования; смотр-конкурс. 2.Внеурочная деятельность по реализации воспитательных мероприятий представлена следующими курсами: Название курса: «Я, ты, он,она» Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Форма организации: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. 3.Внеурочная деятельность по обеспечению учебной деятельности представлена следующими курсами: Название курса «Проектная деятельность» Цель формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Форма организации: творческие проекты, экскурсии, конкурсы, конференции, познавательные лекции. Название курса: «Россия — мои горизонты» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Форма организации: основными из них являются лекции и практические занятия, также могут быть различными урок, беседа, рассказ, показ и др. Название курса: «Билет в будущее» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Форма организации: основными из них являются лекции и практические занятия, также могут быть различными урок, беседа, рассказ, показ и др. 4. Внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки представлена следующими курсами: Название курса: «Финансовая грамотность» Цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Форма организации: этические беседы; мини-исследования; посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии; игры. 5. Внеурочная деятельность по обеспечению благополучия детей представлена следующими курсами: Название курса: «Театр» Цель: Развитие творческих способностей школьника средствами театрализованной деятельности Форма организации игра беседа иллюстрирование мастерская инсценирование посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия Название курса: «Волшебная палитра» Цель:состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства. Форма организации: В зависимости от особенностей темы и содержания работы предполагается сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с элементами дизайна, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Название курса «Волшебный бисер» Цель:состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства. Форма организации: В зависимости от особенностей темы и содержания работы предполагается сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. декоративная работа с элементами дизайна, беседы об искусстве и красоте вокруг нас. Название курса «Занимательный английский» Цель: формирование умения общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании; создание условий для коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к изучению иностранного языка Форма организации Воспринимать на слух речь учителя и отвечать на вопросы(на русском); на приветствие (на английском).Воспринимать на слух и произносить звуки и слова на английском языке. Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей представлена следующими курсами: Название курса: ЮИД Цель:формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники. Форма организации: тематические занятия, игровые уроки, практические занятия в «городах безопасности», конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, дидактические и подвижные игры, оформление маршрутных листов «Школа – дом», игра «Безопасное колесо». Название курса «Спортивные игры» Цель: занятий являются: приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни; развивать физические качества, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Форма организации: 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки судейства игр и первичные навыки инструктора-общественника. Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после того, как усвоены основные правила игры. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований. 2. Формы промежуточной аттестации. Курс внеурочной деятельности Формы промежуточной аттестации «Разговоры о важном» «Я, ты, он,она» «Россия — мои горизонты» «Основы военной подготовки» «Путешествие в страну географии» «Проектная деятельность» «Финансовая грамотность» «Живая математика» «Билет в будущее» «Занимательный русский» «Театр» «Волшебная палитра» «Волшебный бисер» устный опрос; тестовые задания, профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов Участие в олимпиадах, конкурсах. Работа на ЭОР «Проектория» зачеты по «Основам военной подготовки», военно-спортивные игры Портфолио, защита проекта, проведение экскурсии, фестиваль, выставка работ и иные формы проведения и иные формы аттестации беседы; викторины; конкурсы; интеллектуальные игры; творческие работы; экскурсии; встречи, выставки-отчеты устный опрос; тестовые задания, решение кроссвордов и анаграмм устный опрос; тестовые задания, решение кроссвордов и анаграмм Участие в олимпиадах, конкурсах. Работа на ЭОР «Проектория» тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды. Творческое задание Творческое задание Выставки работ, рисунков, пополнение портфолио учащихся, театрализованные выступления. Беседа «Занимательный английский» ЮИД устный опрос; тестовые «Безопасное колесо». задания, игра «Спортивные игры» Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. 3. 4. Сетка часов Недельная сетка часов (пятидневная неделя) Направлени е внеурочной деятельност и Информационн ая культура Наименовани е программы «Разговоры важном» о Форма организации внеурочной деятельности Классы/часы 5а 5б 6 а 6 б 7 а 7б разговор и (или) беседа с обучающимися. 1 1 1 1 1 1 Информационн ая культура «Я, ты, он,она» Информационн ая культура «Основы военной подготовки» Информационн ая культура «Учение с 1 1 1 «Театр» ситуационная игра; образно-ролевые игры; исследовательская деятельность; урокпрактикум; дискуссия, обсуждение. 1 «Билет в будущее» профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучениеспециализир о-ванных цифровых ресурсов, профессиональные пробы «Путешествие страну географии» творческие проекты, экскурсии, конкурсы, конференции, познавательные лекции Информационн ая культура «Учение с увлечением!» практические занятия; учебнотренировочные занятия, игры; соревнования; смотрконкурс. 1 1 Информационн ая культура Информационн ая культура 1 профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучениеспециализир о-ванных цифровых ресурсов, профессиональные пробы «Россия — мои горизонты» «Учение с увлечением!» беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. в 1 1 1 1 1 1 1 «Финансовая грамотность» Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения «Живая математика» Практические упражнения, решение занимательных задач; 1 «Занимательный беседы; викторины; 1 1 1 увлечением!» русский» конкурсы; интеллектуальные игры; творческие работы; экскурсии; встречи, выставкиотчеты «Учение с увлечением!» «Спортивные игры» практические занятия; учебнотренировочные занятия, игры; соревнования; смотрконкурс. «Учение с увлечением!» 1 1 1 1 1 «Занимательный английский» Воспринимать на слух речь учителя и отвечать на вопросы (на русском); на приветствие (на английском). Воспринимать на слух и произносить звуки и слова на английском языке. «Учение с увлечением!» «Волшебная палитра» творческие проекты, конкурсы, 1 1 «Учение с увлечением!» «Волшебный бисер» творческие проекты, экскурсии, конкурсы, 1 1 0,5 ЮИД игровые уроки, практические занятия в «городах безопасности», конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, дидактические и подвижные игры, оформление маршрутных листов «Школа – дом», игра «Безопасное колесо». Информационн ая культура Годовая сетка часов (пятидневная неделя) 1 Направлени е внеурочной деятельност и Информационн ая культура Информационн ая культура Наименовани е программы Форма организации внеурочной деятельности Классы/часы 5а 5б 6а 6 б 7 а 7 б разговор и (или) беседа с обучающимися. 34 34 34 34 34 34 беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. 34 34 34 «Основы военной подготовки» практические занятия; учебнотренировочные занятия, игры; соревнования; смотрконкурс. 34 34 34 34 «Билет будущее» профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучениеспециализир о-ванных цифровых ресурсов, профессиональные пробы профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучениеспециализир о-ванных цифровых ресурсов, профессиональные пробы 34 34 34 34 34 «Театр» ситуационная игра; образно-ролевые игры; исследовательская деятельность; урокпрактикум; дискуссия, обсуждение. «Путешествие страну географии» творческие проекты, экскурсии, конкурсы, конференции, познавательные лекции «Разговоры важном» о «Я, ты, он,она» Информационн ая культура Информационн ая культура в Информационн ая культура «Россия — мои горизонты» Информационн ая культура «Учение с увлечением!» Информационн «Финансовая в Библиотечные уроки; 34 34 34 34 ая культура «Учение с увлечением!» грамотность» «Живая математика» «Учение с увлечением!» «Занимательный русский» «Учение с увлечением!» «Спортивные игры» «Учение с увлечением!» Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Практические упражнения, решение занимательных задач; 34 беседы; викторины; конкурсы; интеллектуальные игры; творческие работы; экскурсии; встречи, выставкиотчеты 34 практические занятия; учебнотренировочные занятия, игры; соревнования; смотрконкурс. 34 34 34 34 34 «Занимательный английский» Воспринимать на слух речь учителя и отвечать на вопросы (на русском); на приветствие (на английском). Воспринимать на слух и произносить звуки и слова на английском языке. «Учение с увлечением!» «Волшебная палитра» творческие проекты, конкурсы, 34 34 «Учение с увлечением!» «Волшебный бисер» творческие проекты, экскурсии, конкурсы, 34 34 34 ЮИД игровые уроки, практические занятия в «городах безопасности», конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, дидактические и подвижные игры, игра «Безопасное колесо». Информационн ая культура 34