Адаптированная образовательная программа основного общего образовани для обучающихся с задержкой психического развития

1

2

Содержание программы
1. Общие положения
2. Целевой раздел
2.1.Пояснительная записка
2.2.Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых
результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего
образования
3. Содержательный раздел
4. Организационный раздел

1. Общие положения
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП ООО) - это образовательная
программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП ООО самостоятельно
разрабатывается
и утверждается
МБОУ
«Вересаевская средняя школа» в соответствии приказом от 10 апреля 2002 г. n 29/2065-п "Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
Обязательными условиями реализации АОП обучающихся с ЗПР является
психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей
основной школы с педагогами, реализующими программу коррекционной работы.
Структура адаптированной образовательной программы
обучающихся с
задержкой психического развития.
Структура АОП
обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АОП обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также способы
определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
•пояснительную записку;
•планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП;
•систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП.
Содержательный раздел определяет общее
содержание основного
общего
образования;
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса,
а также механизмы реализации компонентов АОП.
Организационный раздел включает:
•учебный план основного общего образования;
•систему специальных
условий реализации
АОП.

2. Целевой раздел
2.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа
представляет собой нормативноуправленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы,
основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенности
организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и
инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные
планируемые конечные результаты.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется
развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и
коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
осуществляется на основе личностно- ориентированного подхода через модернизацию
приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе
направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных
компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Цели реализации адаптированной образовательной программы МБОУ «Вересаевская
средняя школа»:
обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на
образование;
получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным
предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их
психофизическим возможностям
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы
базисному учебному плану;
обеспечение преемственности образования начальной и общей школы,
динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
обеспечение получения качественного основного общего образования ;
воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным
потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося;
эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного
образовательного процесса;
взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации
адаптированной образовательной программы;
проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду,
формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих
интересов, способностей, общественных ценностей, образовательного процесса и
выбор условий и методик обучения. Учебный процесс организуется таким образом, чтобы
ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от уровня его
возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность.
Все программы, используемые в учебно-воспитательном процессе, учитывают
особенности познавательной деятельности детей. Они направлены на разностороннее
развитие личности учащихся, содержат материал, помогающий учащимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для успешной
социальной адаптации.
Определяющие принципы:
Преемственность.
Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от
начального общего к основному и среднему общему образованию, способствует
достижению результатов, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья для продолжения образования.

-

2

Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с
максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный
подход к анализу особенностей развития коррекции нарушений у детей с ограниченными
возможностям и здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка.
Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителя (законным представителям) непрерывность
помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования
детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и
интересы детей.
Особенности обучения детей с задержкой психического развития Обучающиеся с ЗПР
— это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК
И препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР-наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди
причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими
для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно- поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных
при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками,
до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего образования в
систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной
помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет

3

необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих
образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение
в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные
представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся
позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с
ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП ООО, характерны следующие
специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- гибкое
варьирование
организации процесса
обучения
путем
расширения/сокращения
содержания
отдельных
предметных
областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и
технологий;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися
с
ЗПР
(«пошаговом»
предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
приемов и средств,
способствующих
как
общему
развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); нагляднодейственный характер содержания образования;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно- познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;

4

-

постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста

усваиваемых знаний, в

закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
- использование
преимущественно
позитивных
средств
стимуляции
деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов
эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ в МБОУ "Вересаевская средняя
школа"
Юхно Никита, ребенок с задержкой психического развития
Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ
1.
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает для данного ребенка индивидуальную
организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
систематический характер обучения;
логически
правильное
изучение
учебного
материала;
оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2.
Технологии
на основе личностной
ориентации
образовательного
процесса.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства
личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями
человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена
технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к
ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс,
осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных
технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический
процесс, «проживание»
в
себе особенностей такого взаимодействия
участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и
более того, индивидуальный подход к ребенку.
3.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся.
Реализуют
принцип
активности
ребенка
в
образовательном процессе,
осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений,

5

достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального
окружения. В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение,
коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко
применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным
способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности
органично входят планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых
личность реализует себя как субъект деятельности.
5.
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое
овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей
обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к
достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к
решению учебных и жизненных задач.
6.
Информационные (компьютерные) технологии.
Обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные
способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать
оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на
оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни
в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
2.2. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной
программы
основного общего образования.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с
требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и
оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы
образования.
Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования призвана решить следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки;
 ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных
действий;
 обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов;
 предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности образовательной организации;
 позволять
осуществлять
оценку
динамики
учебных
достижений
обучающихся и развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АОП являются значимыми для
оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению

6

оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1)
дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АОП, что сможет обеспечить объективность оценки
в
разных
образовательных организациях.
В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)
3. Содержательный раздел
Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
обучающихся с ЗПР.
Определение статуса осуществляется органами управления образованием только с
согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медикопедагогической комиссии.
На заседании школьного ПМПк проводятся комплексные психолого-медикопедагогические обследования (далее - обследование) детей. По результатам обследования
готовятся документы на районный ПМПк, по результатам которого школьнику ставится
диагноз и выносится коллегиальное заключение ПМПк с рекомендациями специалистов
по организации обучения, коррекционной работе, ограничениям в ходе образовательной
деятельности и социальной адаптации. Одновременно выдаются рекомендации родителям
(законным представителям) обследованного ребенка.
Мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной
программы основного образования
Данные мониторинга, получаемые в результате комплексного изучения ребенка
фиксируются в индивидуальных картах развития, соответствующей документации.
Педагогическим коллективом, ПМПк и методическими объединениями школы
разработана форма мониторинга (таблица), позволяющая вести постоянное отслеживание
продвижения воспитанников в течение всего времени пребывания в школе.
Отслеживание результатов сопровождения просматривается через заполнение карт
динамического наблюдения.
Для каждого воспитанника ПМПк вырабатываются эффективные методы и приемы
педагогического и коррекционного воздействия, определяются основные направления,
задачи и содержание коррекционной работы с воспитанниками школы-интерната на
новый учебный год. Консилиум вырабатывает рекомендации для работы с "особыми"
детьми и их семьями, а при необходимости направляет таких детей для повторного
обследования на ПМПКс целью уточнения диагноза и подбора учреждения
соответствующего профиля.
Мониторинг динамики развития является составной частью общего внутришкольного
контроля и представлен двумя уровнями:
Первый уровень - персональный, осуществляемый учителями - логопедом, педагогомпсихологом и социальным педагогом.
Второй - внутришкольный, осуществляемый администрацией школы. Нормирование и
тематика проверок определяется директором при ежегодном планировании работы
школы, исходя из определения необходимости получения объективной информации о
реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности.
В соответствии с планом, составляется график проверок. Результаты

7

контроля оформляются в форме аналитических справок, справок о результатах проверок,
служебных записок или докладов о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной
установленной формы.
Взаимодействие в ходе работы коррекционно-образовательного процесса
Коррекционно-педагогический процесс представляет собой целостную систему,
включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Их
содержание, с одной стороны определяется общими целями и задачами гармоничного
развития личности каждого ребенка и учебного коллектива в целом, а с другой стороны,
каждое структурное звено решает специфические цели и задачи.
Коррекционный процесс школы предполагает тесное взаимодействие педагогического
коллектива: педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинских
работников образовательной организации на основе комплексного подхода к решению
задач коррекции и преодоления трудностей в обучении у детей с ЗПР.
Одной из тесных форм взаимодействия специалистов школы, объединяющихся для
сопровождения обучающихся, воспитанников с ЗПР является психолого-медикопедагогический консилиум (ПМПк.). ПМПк не является структурным подразделением
школы, не имеет статуса юридического лица. Специалисты выполняют работу в составе
ПМПк в рамках основного рабочего времени, своих функциональных и должностных
обязанностей, корректируя свой индивидуальный план работы в соответствии с реальным
запросом в работе консилиума.
Цель ПМПк - содействие администрации школы в её деятельности по созданию особых
образовательных потребностей и
условий, обеспечивающих развитие, получение
доступного образования, адаптации и интеграции в социум обучающихся с ЗПР.
В задачу школьного ПМПк входит раннее выявление и обследование учащихся на
предмет установления отклонений в развитии и обучении.
Взаимодействие между педагогическими работниками школы осуществляется по
вопросам преемственности и системности коррекционной работы при переходе
обучающихся из начальной школы в основную.
Коррекционная работа строится с учетом соблюдения интересов воспитанников в строгом
соответствии с рекомендательным характером оказания коррекционной помощи
(ГПМПК) с учетом вариативности действий специалистов.
При необходимости взаимодействие организуется и с другими организациями.

8

4.Организационный раздел
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)
Учебный план на уровень образования основного общего образования (ФГОС)
МБОУ «Вересаевская средняя школа» на 2019/2020 учебный год формируется в
соответствии со следующими нормативными актами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ-273);
 Закон Республики Крым от 06.07.2015г № 131-ЗКР/2015 «Об образовании в
Республике Крым»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО) (для 5-8
классов); (в ред. приказа от 31.12.2015 №1577).
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1015;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010г.
№ИК-1494 /19 «О введении третьего часа физической культуры»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г.
№08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»;
 Приказ Министерства образование и науки РФ № 345 от 28.12.2018 « Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
 Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 №699;
 Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением
Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010.№ 189 (с
изменениями);
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от
28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию);
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011
№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
 Письмо Минобрнауки
России от 18.08.2017 №09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в т.ч. проектной
деятельности»;
 Решение коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 06.05.2015г. №01-14/1341 от 22.04. 2015 №27 «Об утверждении перечня

9







региональных элективных курсов, рекомендованных для использования в учебном
процессе общеобразовательных организаций Республике Крым»;
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
04.12.2014 №01-4/2014 по вопросам организации внеурочной деятельности;
Решение коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 22.04.2015 №2/7 «Об утверждении перечня региональных элективных
курсов,
рекомендованных
для
использования
в
учебном
процессе
общеобразовательных организаций Республики Крым»;
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об
учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2019/2020
учебный год» от 02.07.2019 №01-14/1817
Локальные акты МБОУ "Вересаевская средняя школа": Устав, Положение о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей для всех общеобразовательных организаций.
Примерные учебные планы разработаны с учетом возможности выбора языка
обучения и ориентированы на 5-дневную учебную неделю.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации (в ред. Федерального закона
от 03.08.2018 №317ФЗ) свободный выбор языка образования, изучаемого родного языка из числа народов
Российской Федерации, в том числе русского языка, как родного языка, осуществляется по
заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при
приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам начального общего и основного общего образования.
Выбор языка обучения и изучение родного языка определяются локальными
нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по
реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Выбор родного языка осуществляется на добровольной основе с учетом мнения
обучающихся и их родителей (законных представителей) на основании письменных
заявлений родителей (законных представителей).
Для реализации данной предметной области в 5-х классах осуществляется деление
класса на группы: группа - для изучения родного (крымскотатарского) языка, группа - для
изучения курса "Крымоведение" (обучение организуется в параллели).
На изучение второго иностранного языка (немецкого) в 5-6 классах предусмотрен 1
час в неделю за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
предусматривает 1 час неделю в 5-х классах.
Учебным планом предусмотрено следующее распределение часов части,
формируемой участниками образовательных отношений на увеличение учебных часов,
отводимых на изучение учебных предметов обязательной части:
 На изучение предметной области "Родной (крымскотатарский) язык" в 5-х классах
отведёно по 0,5 часа в каждом классе и осуществляется формирование двух учебных
групп из параллели (вторая группа изучает курс "Крымоведение").


На второй иностранный язык (немецкий) в 5-х классах отведено по 1 часу.



На предмет «Литература» в 5-х классах добавлено по 1 часу из части формируемой
участниками образовательных отношений.

10



На учебный предмет "Физическая культура" в 5-х классах добавлено по 1 часу из части
формируемой участниками образовательных отношений.



Факультатив "Живая математика" для 5а/б классов запланирован по 0,5 часа в
неделю и может изучаться в параллели.

Внеурочная деятельность разработана с учетом интересов детей и пожеланий родителей
и организована по направлениям, представленным в таблице.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются на различные формы ее
организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме
экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и
т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)
для общеобразовательных организаций Республики Крым
с русским языком обучения
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Русский язык и
литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки

Общественно-научные
предметы
Математика и
информатика

Основы духовнонравственной культуры
народов России
Естественно-научные
предметы
Искусство

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Родной
(крымскотатарский)
язык/ Крымоведение
Иностранный язык
(английский)
Второй иностранный
язык (немецкий)
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Физика
Биология
Химия
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности

Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
ИТОГО
Факультатив "Живая математика"

Количество часов в неделю
5а
4
2+1
0,5
3
1
2
1
5
1

1
1
1
2
2+1
28,5
0,5

11

Максимально допустимая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
"Занимательный русский язык"
"Мир вокруг нас"
"Добро пожаловать в Англию"
Всего финансируется

29
3
1
1
1
32

Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными
актами;
государственной итоговой аттестации в соответствие с нормативными
документами по проведению ГИА для учащихся данной категории.
В нашей школе принята 5-балльная система отметок всех работ детей с ОВЗ.
Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя.
Вопросы качества обучения учащегося контролируются по плану внутришкольного
контроля. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам успеваемости за четверть.
Итоговая аттестация проводится в традиционной форме по русскому языку и математике
за год.
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
- мониторинг знаний,
умений и навыков по
предметам инвариантной
части учебного плана;
- административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
- мониторинг уровня развития учащихся (совместно с психологом).
Система оценки, контроля и учета знаний учащейся позволяет отследить
как рост познавательных интересов, стремление к знаниям, так и уровень знаний, умений
и навыков по всем предметам. Она включает в себя диагностические методы, тесты,
психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности,
письменные промежуточные и годовые контрольные работы. Сравнительный анализ,
производимый по итоговым оценкам по различным предметам, позволяет отследить
эффективность процесса обучения, определить шаги по ликвидации пробелов в знаниях
учащегося.
Формы контроля и учета достижений обучающейся.
Обязательные формы и методы контроля: текущая аттестация (устный опрос, письменные
и самостоятельные работы, проектные задания, контрольные работы, тестовые задания);
итоговая (полугодие, год) аттестация (диагностическая контрольная работа, тесты,
тематический контроль по предметам, промежуточные диагностики, итоговые
диагностики, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».