СИПР. 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРЕСАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного ППк
Протокол № 1 от 27.08. 2021 г.
Председатель__________Я.А. Загарина

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
_____________Я.А. Загарина
Приказ № 317 от 30. 08. 2021г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(СИПР вариант 2)
на 2021/2022 г.

2

Специальная индивидуальная программа развития
1. Структура СИПР
Содержание
1. Индивидуальные сведения о ребенке
2. Структура СИПР
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
4. Индивидуальный учебный план
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6. Содержание образования:
6.1. Программа формирования базовых учебных действий
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
6.3. Нравственное развитие
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
8. Программа сотрудничества с семьей
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
2. Индивидуальные сведения о ребенке
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
1. Характеристика ребенка:
4. Индивидуальный учебный план
Всего по Обучение
Предметные
Самостоятельное
учебному
с
Учебные предметы
области
обучение
плану
учителем
I. Обязательная часть
1. Язык и
речевая
практика

1.1 Речь и альтернативная
коммуникация

2

1

1

2. Математика

2.1.Математические
представления

2

1

1

3.
Окружающий
мир

3.1 Окружающий природный
мир

2

2

-

3.2 Человек

2

1

1

3.3 Домоводство

3

1

2

3.4. Окружающий
социальный мир

2

1

1

4.1 Музыка и движение

2

1

1

4.2 Изобразительная
деятельность

3

1

2

4. Искусство

3

5. Физическая
культура

5.1 Адаптивная физкультура

2

1

1

6. Технологии
Итого

6.1 Профильный труд

20

10

10

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционные курсы
7.
7.1. Сенсорное развитие
3
1
Коррекционно- 7.2 Альтернативная
2
2
развивающие
коммуникация
занятия
7.3.Предметно-практические
3
2
действия
7.4.Двигательное развитие
2
1
10
Итого коррекционные курсы
6
Итого
16

2
0

1
1
4

С индивидуальным учебным планом ознакомлен (на) _______ _____________________

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Расписание учебных занятий составлено с учетом потребностей в уходе, приеме пищи и
режимных моментов ребенка, а так же согласовано с родителями.
6. Содержание образования
6.1.Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование
готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2). Помимо задач непосредственного формирования
учебного поведения программа включает также задачи подготовки ребёнка к ситуации
взаимодействия с педагогом (специалистом), так как психологический комфорт во время
уроков (занятий) является основой успешного и эффективного обучения. Ввиду
особенностей развития учащихся с умственной отсталостью, с ТМНР некоторые базовые
задачи были раскрыты более детально с целью более точного и дифференцированного
определения уровня развития базовых учебных действий каждого обучающегося.
1. Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию
индивидуально с педагогом (специалистом):
- обеспечение состояния психологического комфорта ребёнка во время
взаимодействия;
- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистом (как
предметно-практической, игровой деятельности, так и тактильного, телесного
взаимодействия (техники базальной стимуляции);
- принятие ребёнком физической помощи и подсказки со стороны педагога,
специалиста.

4

2. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- обеспечение состояния психологического комфорта ребёнка во время нахождения в
группе;
- принятие ситуации нахождения в классе (группе) на уроке (занятии) в соответствии
с правилами поведения (соблюдение тишины, сохранение правильной позы в соответствии
с выполняемым действием, ожидание своей очереди);
- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с одноклассниками (не уклоняется,
когда к нему подходят дети, сам подходит к детям с целью взаимодействия, проявляет
симпатию или антипатию к конкретным детям, принимает помощь от одноклассников,
других детей);
3. Формирование учебного поведения:
 концентрация на сохранных анализаторных ощущениях (демонстрирует
зрительные и слуховые ориентировочно-поисковые реакции, прислушивается,
фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого или на демонстрируемом
предмете, находящемся в поле зрения, прислушивается и концентрируется на
тактильных, вестибулярных ощущениях);
 понимание ситуации нахождения на уроке (занятии);
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога:
1. методом «рука в руке»/«рука под рукой»,
2. при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку
выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание
самостоятельно),
3. после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить
задание, легко похлопывая или направляя его),
4. по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания),
5. по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания,
напоминания и сигналы по мере необходимости),
6. самостоятельно (помощь взрослых не требуется).
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
4. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
5. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач
происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на
специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
6.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
6.2.1. Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира
и личного опыта ребенка.
 Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека.

5



Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал
в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
 Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
 Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
 Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
 Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
 Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
 использование
предметов,
жестов,
взгляда,
шумовых,
голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
 пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания
на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным
способом;
 общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
 Узнавание и различение образов графем (букв).
 Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
 Начальные навыки чтения и письма.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих
предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
6.2.2. Математика.
Математические представления
1) Элементарные математические представления о форме, величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
 Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
 Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
 Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность.
 Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой.
 Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
 Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

6




Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих
возрасту житейских задач.
 Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными
деньгами и т.д.
 Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и
измерительными приборами.
 Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
 Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,
телефона и др.
 Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по
часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
6.2.3. Окружающий мир
Окружающий природный мир
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным
природным и климатическим условиям.
 Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
 Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг,
река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
 Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.
 Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
 Интерес к объектам живой природы.
 Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды,
понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
 Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
 Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
 Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
 Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней
недели, месяцев в году и др.
6.2.4. Человек
1) Представление о себе как «Я»,осознание общности и различий «Я» от других.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
 Представление о собственном теле.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.

7

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
 Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности
семьи.
6.2.5 Домоводство.
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с выполнением повседневных дел дома.
 Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка,
стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
 Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой
деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
 Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей,
продуктов, химических средств бытового назначения.
 Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические
средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
6.2.6 Окружающий социальный мир
1) Представления о мире, созданном руками человека
 Интерес к объектам, созданным человеком.
 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице,
в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
 Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
повар, врач, водитель и т.д.).
 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию
и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
 Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
 Умение находить друзей на основе личных симпатий.

8



Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
 Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни.
 Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в
них.
 Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
 Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
 Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности и достоинства и др.
 Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,
гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
 Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте
проживания.
 Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
 Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
6.2.7. Искусство
Музыка и движение.
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих,
хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное
и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
 Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение
под музыку, игра на музыкальных инструментах).
 Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
 Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии
игрой на музыкальных инструментах.
 Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
 Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности.
 Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
 Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,
спектаклях, др.
6.2.8. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация,
рисование; использование различных изобразительных технологий.
 Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
 Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
 Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

9







Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать
результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для
участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

6.2.9. Физическая культура.
Адаптивная физкультура.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений.
 Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть,
стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
 Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие
координационных способностей.
 Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
 Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью.
 Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость,
болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на
велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
 Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на
велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм,
физическая подготовка.
 Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть
в подвижные игры и др.
Альтернативная коммуникация
Ребенок с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью,
становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним.
Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных
средств коммуникации.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи
(если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).
Общение пронизывает, объединяет и обуславливает три основополагающих вида
деятельности человека: познание, учение и труд. Однако навык общения не является
врожденным, поэтому овладеть им и достичь определенных успехов можно только через
специально организованный процесс обучения.
Общение предполагает как передачу информации, так и передачу эмоциональных
состояний. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает
вербальную или словесную форму. Однако для детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных
форм, в том числе с доречевой коммуникации, а также должно предполагать
целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации.

10

Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством
коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Цель
курса – формирование коммуникативных навыков с
использованием
предметных, пиктографических и мануальных символов, а так же сигналов тела, средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие задачи:
1. учить аккумулировать и актуализировать доречевой и речевой опыт;
2. формировать и развивать речевое внимание;
3. учить пользоваться мануальными и графическими символами;
4. формировать и развивать умение выражать потребности, предпочтения, желания
при помощи мануальных и графических символов;
5. способствовать созданию условий для формирования и развития эмоциональноличностной активности ученика.
Данный коррекционный курс является междисциплинарным, связывающим между
собой другие предметные области и коррекционные курсы, обучение по которым проходит
на основе речевой организации педагогического процесса.
Планируемые результаты
Данный предмет направлен на:
-формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
-развитие способностей использовать доступные вербальные и невербальные средства
общения (мимика, жест, графические изображения);
-формирование умения понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий), жестов;
-формирование умений употреблять отдельные звуки, звукоподражания для
привлечения к себе внимания, выражения согласия-несогласия и др.;
-формирование умения понимать простые слова (мама, папа, дядя и др.)
- формирование умения понимать слова, обозначающие действия
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Ожидаемые личностные результаты
В результате реализации специальной индивидуальной программы развития учащаяся
получит возможность научиться:
-осознавать свое «Я»;
-адекватно принимать окружающий и социальный мир;
-овладеть элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками
адаптации в социуме;
- сотрудничать со взрослыми;
-доброжелательно относиться к окружающим;
- сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.
Ожидаемые предметные результаты
- установление зрительного контакта с собеседником; установление
контакта с собеседником;
- реагирование на собственное имя;
- приветствие собеседника звуком, мимикой или жестом;
- привлечение к себе внимания звуком, звучащим предметом, жестом, предметным
символом либо графическим изображением;
- обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком, действием;
-выражение согласия (несогласия) звуком, мимикой, жестом;
- прощание с собеседником звуком, жестом;

11

- указание взглядом, жестом на объект при выражении своих желаний;
- понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.;
- понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций органов человека. Дети с ТМНР отличаются не только крайне замедленным
темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса.
Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного
опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью
мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации
костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Развитие
двигательных умений у обучающихся с нарушениями ОДА тесно связано с
профилактикой возникновения у них патологических состояний.
Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, преобладающие в структуре
нарушений при тяжёлой и глубокой умственно отсталости, усугубляют восприятие
ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение
движениями и их синхронизацию.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми
формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации
учебной среды и междисциплинарному взаимодействию специалистов.
Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов овладения
навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть соблюдающего принцип
включенности и возможной самостоятельности в совместных действиях) сопровождения и
перемещения ребенка в пространстве.
Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными
мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.
Целью занятий является обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие
способности
к
движению
через целенаправленное обучение и тренировку
функциональных двигательных навыков.
Задачи:
- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
- стимуляция появления новых движений;
- обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для
использования в повседневной жизни;
- мотивация двигательной активности;
- развитие моторной ловкости;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование ориентировки в пространстве;
Планированные результаты освоения программы



Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные,
эмоциональные и другие реакции в ответ тактильное, кинестетическое, зрительное,
слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие;
Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная,
акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация);

12











Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков;
Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой;
Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект
и полученным эффектом;
Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями
крупной моторики;
Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними
повторяющиеся ситуации;
Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в
схеме тела;
Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;
Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов;
Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению.

Содержание курса «Сенсорное развитие»
Раздел 1. Предпосылки восприятия.
Цель – учить замечать раздражители, создавать условия для элементарного восприятия
через базальную стимуляцию (вестибулярную, вибрационную, соматическую), через
базальную активизацию, через пассивные обучающие упражнения.
1.1. Восприятие тактильных раздражителей.
Цель – способствовать восприятию тактильных раздражителей (осязание (рукой и
ртом), температура, давление, боль)
Содержание:
Восприятие нажимания, давления рукой;
Восприятие прикосновений рукой (массирование, поглаживание, похлопывание);
Восприятие прикосновения варежкой из микрофибры, губкой, массажной перчаткой,
полотенцем;
Восприятие прикосновения материалами, различными по:
- температуре (холодный, теплый),
- фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и др.),
- материалу (дерево, металл, бумага и др.),
- вязкости (пена для бритья, крупа, вода, крем и др.).
Восприятие вибрации;
Осязание рукой и ртом;
Тактильная стимуляция ладони.
1.2.Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей.
Цель – способствовать восприятию вестибулярных и кинестетических раздражителей
и умению реагировать на них.
Содержание:
Соприкосновение с различными видами поверхностей;
Придание телу различных положений;
Пассивные движения отдельных частей тела;
Изменение положения тела в процессе двигательного действия (перевороты, качание в
гамаке);
Смена покоя и движения.
1.3. Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей.
Цель – учить замечать вкусовые и обонятельные раздражители.
Содержание:
Восприятие вкусовых раздражителей:
- побуждение пробовать на вкус;
- восприятие противоположных вкусовых раздражителей;

13

- выявление предпочтений и нелюбимых вкусов;
- выбор понравившегося вкуса.
Восприятие обонятельных раздражителей:
- обучение дыханию через нос, вдыхая сильные запахи (например, пахучего мыла…)
- выявление предпочтений.
1.4. Восприятие акустических раздражителей.
Цель – учить замечать акустические раздражители.
Содержание:
Восприятие звуков вблизи;
Восприятие ребёнком своих собственных звуков, записанных на диктофон;
Восприятие звучания погремушки, колокольчика, музыкальных игрушек;
Восприятие высоких/низких звуков;
Восприятие громких/тихих звуков;
Восприятие шумов, которые приближаются или удаляются.
1.5. Восприятие и фиксация визуальных раздражителей.
Цель – способствовать восприятию визуальных раздражителей и обучать зрительной
фиксации на них.
Содержание:
Привлечение внимания к визуальным раздражителям;
Выделение визуальных раздражителей из фона;
Восприятие близко расположенных объектов:
- неподвижного предмета,
- светящегося раздражителя,
- цветового раздражителя (контрастный, яркий),
- лица человека.
Восприятие близко расположенного движущегося лица человека;
Восприятие близко расположенного движущегося предмета.
Раздел 2. Реагирование на раздражители.
Цель – учить реагировать на различные раздражители.
2.1. Рефлекторное реагирование.
Цель – способствовать демонстрации врожденных рефлексов (сосание, глотание) и
сосредоточению в ответ на интенсивную стимуляцию.
Содержание:
Стимуляция глотательных и сосательных движений;
Двигательные реакции в ответ на тактильные раздражители;
Двигательные реакции в ответ на вестибулярные/кинестетические раздражители;
Двигательные реакции в ответ на вкусовые и обонятельные раздражители;
Двигательные реакции в ответ на акустические раздражители;
Двигательные реакции в ответ на зрительные раздражители.
2.2. Выражение согласия/несогласия.
Цель – учить показывать согласие/отрицание в ответ на стимуляцию.
Содержание:
Эмоциональные реакции в ответ на тактильные раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на вестибулярные/кинестетические раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на вкусовые и обонятельные раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на акустические раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на зрительные раздражители;
Вербальная/альтернативная коммуникация как способ выражения согласия/несогласия.
2.3. Выражение ощущений.
Цель – учить ребенка выражать свои ощущения.
Содержание:
Выражение ребенком своих ощущений с помощью напряжения;

14

Вербальная/альтернативная коммуникация как способ выражения ощущений.
2.4. Выражение предпочтений.
Цель – способствовать выражению предпочтений, стимулировать ученика к
выражению желания повтора действия, ситуации.
Содержание:
Выявление предпочитаемой стимуляции;
Стимулирование показа желания повторить предпочитаемую стимуляцию («стопигра»);
Показ желания повторить предпочитаемую стимуляцию;
Обогащение предпочитаемой стимуляции дополнительными факторами.
2.5. Закрепление реакции на известный раздражитель.
Цель – учить схожим образом/одинаково реагировать на известные раздражители.
Содержание:
Узнавание тактильного раздражителя;
Узнавание вестибулярного/кинестетического раздражителя;
Узнавание обонятельного и вкусового раздражителям;
Узнавание акустического раздражителя;
Узнавание зрительного раздражителя.
2.6. Узнавание известного материала в новом виде.
Цель – учить узнавать известный материал в новом виде.
Содержание:
Узнавание материала на дальнем расстоянии;
Узнавание материала при его новом расположении в пространстве;
Добавление нового в структуру материала (например, в контейнер с песком добавлены
игрушки);
Знакомые действия с новым материалом, похожим на уже известный.
Раздел 3. Взаимодействие между органами чувств.
Цель – вырабатывать взаимодействие между органами чувств.
3.1. Связь прикосновения с хватанием.
Цель – формировать связь прикосновения с хватанием.
Содержание:
Пассивные движения руками в воде, горохе и т.д.;
Вкладывание объектов в руку ребенка и смыкание руки вокруг предмета;
Ссыпание различных материалов (песок, горох и т.п.) на руку ребёнка;
Движение игрушки (погремушка, звенящий мячик, колокольчик и т.п.) рукой ребёнка.
3.2. Акустически-моторная координация.
Цель – развивать акустически-моторную координацию.
Содержание:
Поворот головы в сторону источника звука;
Поиск источника звука;
Извлечение звука из игрушки (погремушка, гремящая банка, колокольчик и т.д.).
3.3. Зрительно-моторная координация.
Цель – развивать зрительно-моторную координацию.
Содержание:
Привлечение внимания ребенка к своим рукам;
Пассивноедотягивание до игрушки;
Совместное со взрослым дотягивание до игрушки;
Переход от пассивного к активному дотягиванию до игрушки;
3.4. Зрительно-акустически-моторная координация.
Цель – развивать зрительно-акустически-моторную координацию.
Содержание:

15

Совместные с педагогом действия с музыкальными игрушками (стучать в барабан,
играть на пианино, играть с бубенчиками);
Самостоятельные действия с простыми музыкальными игрушками;
Раздел 4. Повторение воздействия раздражителей.
Цель – учить повторять воздействие раздражителей.
4.1. Подражание собственным звукам и движениям.
Цель – учить подражать собственным звукам и движениям.
Содержание:
Повторения взрослым звуков ребенка, стимуляция их повторного произнесения;
Повторение взрослым движений ребенка, стимуляция их повторения.
4.2. Повторение действий с объектом.
Цель – учить повторять различные действия с объектами.
Содержание:
Повторение взрослым движений ребенка с предметом, стимуляция их повторения;
Повторение движений перед зеркалом (мимических, движений тела).
Раздел 5. Ожидание и создание раздражителей.
Цель – учить ожидать и создавать раздражители.
5.1. Поисковое поведение.
Цель – развивать поисковое поведение.
Содержание:
Игра со взрослым, когда ребенок или взрослый прячется под платком (игра «Ку-ку»);
Поиск спрятанных предметов (постепенно увеличивается время между прятаньем и
поиском, количество предметов, вводится распознавание предметов).
5.2. Умение ожидать.
Цель – вырабатывать поведение ожидания.
Содержание:
Связь игры с сигналом;
Связь игры с символом;
Приготовление к игре;
Понимание места игры в структуре занятия.
5.3. Установление причинно-следственных связей.
Цель – учить ребенка действовать, чтобы на что-то повлиять.
Содержание:
Воздействие на объекты и обнаружение взаимосвязи между собственными действиями
и эффектом (толкать, бросать, нажимать на кнопку, сминать, открывать и т.д.) – совместное
со взрослым и самостоятельное;
Исследование объектов, свойств объектов.
Раздел 6. Зрительный контроль.
Цель – учить контролировать действия глазами.
6.1. Зрительный контроль за действиями.
Цель – учить направлять движения обеих рук глазами.
Содержание:
Зрительный контроль за действиями рук в деятельности (наполнение стаканчика,
нанизывание цепочки и т.д.).
6.2. Зрительный контроль движений крупной моторики.
Цель – учить направлять глазами движения крупной моторики.
Содержание:
Видение и оценка препятствий;
Видение и оценка границ;
Видение и оценка отверстий.
Раздел 7. Узнавание людей, предметов и ситуаций.
Цель – учить узнавать людей, предметы и ситуации.

16

Содержание:
Узнавание человека, предмета, ситуации с помощью всех анализаторных систем.
7.1. Узнавание людей.
Цель – учить узнавать знакомых людей, различать знакомых и незнакомых людей.
Содержание:
Знание своего имени, отклик на имя;
Знание имен других детей (сестер).
Раздел 8. Узнавание изображенного объекта.
Цель – учить узнавать людей, предметы и ситуации на изображении.
8.1. Восприятие отражения в зеркале.
Цель – учить узнавать людей, отражённых в зеркале.
Содержание:
Узнавание себя в зеркале;
Узнавание в зеркале себя и другого человека.
Раздел 9. Связь восприятия и речи.
Цель – учить связывать восприятие с речью.
9.1. Активизация восприятия речью.
Цель – учить активизировать восприятие с помощью вербальных средств.
Содержание:
Сопровождающая речь учителя («Ах, как вкусно!»);
Стимулирующая речь учителя («Смотри, какая кукла»);
Направляющая речь учителя («Горячо»).
9.2. Активная речь.
Цель – учить выражать восприятие словами.
Содержание:
Связывание звукокомплексов, которые произносит ребенок, с ситуациями, объектами.
Раздел 10. Восприятие формы, цвета, величины.
Цель – учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.
10.1. Восприятие формы.
Цель – учить воспринимать объекты разной формы.
Содержание:
Восприятие формы в игре («мяч в руке»);
Раздел 11. Улучшение качества восприятия.
Цель – улучшать и дифференцировать восприятие.
11.1. Объем восприятия.
Цель – увеличение объема восприятия.
11.2. Точность восприятия.
Цель – развитие точности восприятия.
11.3. Скорость восприятия.
Цель – увеличение скорости восприятия.
11.4. Длительность восприятия.
Цель – увеличение длительности восприятия.
Раздел 12. Управление восприятием.
Цель – учить управлять восприятием.
12.1. Знание своих потребностей.
Цель – учить понимать и выражать свои потребности.
12.2. Выбор раздражителей.
Цель – учить выбирать раздражители.
12.3. Предпочтения.
Цель – учить вырабатывать склонности.
12.4. Влияние на восприятие на основе причинно-следственных связей.

17

Цель – учить совершать действия с целью повлиять на собственное
(например, включить свет, если темно).
6.3.Нравственное развитие
Возможные предметные результаты
- адекватная реакция на прикосновения
человека, соприкосновение с материалами,
различными по температуре, фактуре,
вязкости - адекватная реакция на изменение
положения тела, вибрацию - локализация
звука, прослеживание за перемещением
предмета - выполнение манипуляций с
предметами, целенаправленных действий с
предметами и материалами
- адекватная реакция на прикосновения
человека, соприкосновение с материалами,
различными по температуре, фактуре,
вязкости - адекватная реакция на изменение
положения тела, вибрацию - выполнение
манипуляций с предметами - выполнение
целенаправленных действий с предметами
(мяч, модуль, гимнастическая палка, мелкие
предметы и др.); - выполнение движений
головой, руками, пальцами рук, ногами изменение положения тела (повороты,
наклоны, перевороты) - умение удерживать
равновесие при разных положениях тела ползание на четвереньках, перелезание,
лазание

восприятие

Возможные личностные результаты
- обогащение опыта эмоциональночувственного восприятия окружающей
действительности - развитие зрительного и
других видов восприятия, внимания получение удовольствия от сенсорных
ощущений - развитие интереса к
взаимодействию с окружающими - умение
взаимодействовать с взрослым в процессе
совместной деятельности
- обогащение опыта восприятия
окружающего мира - развитие интереса к
взаимодействию с окружающими - умение
взаимодействовать с взрослым,
выполняющим стимуляцию - развитие
мелкой и общей моторики - уверенность в
своих движениях, передвижении - развитие
ловкости, координации движений

7. Специалисты, участвующие в реализации
8. Программа сотрудничества с семьей
Реализация федерального государственного стандарта образования для обучающихся
с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, предполагается
активное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе, а
именно: участие «…родителей (законных представителей) в разработке адаптированной
основной общеобразовательной программы, проектировании и развитии социальной среды
организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность». Очевидно, что полноценное участие
родителей (лиц, их заменяющих) в образовании своих детей, формулирование ими
адекватных запросов к образовательному учреждению возможно только при условии
достаточной компетентности родителей, т.е. при наличии у них знаний об особенностях
развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР,
о возможных образовательных целях и задачах, о современных методиках, методах и
приемах обучения, позволяющих реализовывать обучение «особого» ребенка, а также
поддерживать сформированные ранее навыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития предполагает проведение
образовательным учреждением специальной работы по повышению психолого-

18

педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с
семьей. В рамках данной программы решаются следующие задачи:
 психологическая поддержка семьи;
 повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об
особенностях развития и специфических образовательных потребностях
ребенка;
 обеспечение участия семьи в разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития (СИПР);
 обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте постоянного
проживания) и в образовательной организации;
 организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации
СИПР и результатах ее освоения;
 организация участия родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных
мероприятиях.
Психологическая поддержка семьи. Зачастую родители долго не могут смириться с
тем, что их ребенок не такой как все, переживают рождение ребенка с нарушениями как
потерю здорового ребенка. Нередко семья оказывается в ситуации социальной изоляции,
рвутся привычные связи с друзьями, родственниками. Таким образом, психологическая
поддержка семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой для
дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка семьи
осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для родителей, организации
родительского клуба, при индивидуальном консультировании.
Повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих)об особенностях
развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Повышение
осведомленности родителей (лиц, их заменяющих), т.е. непосредственное информирование
родителей (лиц, их заменяющих), передача им знаний в удобной для восприятия форме и
необходимом объеме возможно на тематических семинарах, организованных в
образовательном учреждении, а также в ходе индивидуального консультирования
родителей (лиц, их заменяющих). Достаточно информативным является посещение
родителями (лицами, их заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр
видеозаписей этих занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках
работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и обсудить
собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями развития, узнать о том,
как другие родители справляются с похожими ситуациями, что способствует повышению
их родительской компетентности.
Как уже отмечалось выше, повышение осведомленности родителей (лиц, их
заменяющих), т.е. повышение компетентности позволяет им полноценно и активно
участвовать в разработке и реализации специальной индивидуальной
образовательной программы. Участие родителей (лиц, их заменяющих) в разработке
СИПР обеспечивается договором о сотрудничестве между родителями (законными
представителями, лицами, заменяющими родителей) и образовательной организацией. При
этом педагоги, специалисты в ходе индивидуальных консультаций, бесед убеждают
родителей (лиц, их заменяющих) в необходимости их участия в разработке СИПР в
интересах ребенка.
Реализация СИПР предполагает наличие единых требований к ребенку в семье
(месте постоянного проживания) и образовательной организации. Единые требования
дома и в школе обеспечивают успешность обучения ребенка формируемым навыкам,
успешность генерализации и поддержания уже сформированных навыков. Обеспечение
единства требований к ребенку становится возможным при организации психологопедагогического сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) специалистами
образовательного учреждения, в ходе посещения родителями (лицами, их заменяющими)
открытых уроков и занятий, в ходе домашнего визитирования.

19

Регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и
результатах ее освоения также очень важен для успешного обучения ребенка с особыми
образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в зависимости от
обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним и взаимодействует (родитель
или учитель). Обмен информацией о ребенке между родителями (лицами, их
заменяющими) и педагогами важен и для выяснения причин проблемного поведения, и для
коррекции поведения ребенка. Родители (лица, их заменяющие) и педагоги могут делиться
информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, путем ведения дневника
наблюдений, используя электронные средства (электронная почта и т.п.)
Участие родителей (лиц, их заменяющих)во внеурочных мероприятиях также
способствует повышению их родительской компетентности, т.к. позволяет увидеть своего
ребенка с непривычной, неожиданной стороны, больше узнать о его возможностях. Также
организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей (лиц, их
заменяющих) позволяют преодолеть социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с
особенностями развития, провоцируют родителей (лиц, их заменяющих) больше общаться
друг с другом, устанавливать и поддерживать контакты.
Планируемые результаты реализации программы сотрудничества с семьей
В процессе работы по программе сотрудничества с семьей учащегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР предполагаются следующие
личностные результаты у родителей (лиц, их заменяющих):
 принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его
особенностей развития и восприятия окружающего мира;
 повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об
особенностях развития и специфических образовательных потребностях
ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
ТМНР;
 повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) о структуре и
наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
 понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых
требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в
образовательной организации;
 повышение активности родителей (лиц, их заменяющих) в отношениях с
образовательной организацией:
- повышение общей заинтересованности родителей (лиц, их заменяющих) в
общешкольной жизни ребенка как участника образовательного процесса;
- принятие на себя доли ответственности за результативность обучения ребенка
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР;
- активное участие родителей (лиц, их заменяющих) в разработке и реализации
АООП и СИПР;
- активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с
учителем, воспитателем, специалистами;
- активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по
внеурочной деятельности.
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов:
- учебный стол; доска переносная (мольберт)
-персональный компьютер, монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины,
пирамидки);
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);

20

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки,
засушенные листья);
- наборы предметов для занятий;
- лото «фрукты и овощи», «игрушки» и др.;
- шнуровка: тренажер, обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек; обводка по точкам;
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображении предметов, людей̆, объектов природы, цифр и др.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо
сделать с ним).
2. Активное участие.
-действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого

+/-

+
зп

- с частичной помощью взрослого

-

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

-

- по подражанию или по образцу

-

- полностью самостоятельно

-

Сформированность представлений
1. Представление отсутствует

--

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке

+

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

-

- самостоятельное использование

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».