СИПР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРЕСАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
на заседании школьногоППк
Протокол № 2 от 22.09.2021 г.
Председатель__________Я.А. Загарина

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ «Вересаевская
средняя школа»
_____________Я.А. Загарина
Приказ № 358 от 23.09.2021г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), С ТЯЖЕЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Вересаево 2021

2

Специальная индивидуальная программа развития
1. Структура СИПР
Содержание
1. Индивидуальные сведения о ребенке
2. Структура СИПР
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года
4. Индивидуальный учебный план
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6. Содержание образования:
6.1. Программа формирования базовых учебных действий
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
6.3. Нравственное развитие
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
8. Программа сотрудничества с семьей
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
2. Индивидуальные сведения о ребенке
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
1.
Характеристика ребенка:
4. Индивидуальный учебный план
Предметные
области

Учебные предметы

1. Окружающий
мир

Окружающий природный
мир

2.
Коррекционноразвивающие
занятия

1. Сенсорное развитие
2. Предметнопрактические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная
коммуникация

Итого

Всего по
учебному
плану

Обучение
с
учителем

Самостоятельное
обучение

2

2

0

3
3

3
3

0
0

2
2

2
2

0
0

12

12

0

С индивидуальным учебным планом ознакомлен (на) _______ _____________________

3

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Расписание учебных занятий составлено с учетом потребностей в уходе, приеме
пищи и режимных моментов ребенка, а так же согласовано с родителями.
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода (уход
осуществляет мама ребенка в перерывах или до занятий): подгузники, влажные салфетки,
одноразовые перчатки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, детский крем, нагрудники,
салфетки.
6. Содержание образования
6.1.Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование
готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 2). Помимо задач непосредственного формирования
учебного поведения программа включает также задачи подготовки ребёнка к ситуации
взаимодействия с педагогом (специалистом), так как психологический комфорт во время
уроков (занятий) является основой успешного и эффективного обучения. Ввиду
особенностей развития учащихся с умственной отсталостью, с ТМНР некоторые базовые
задачи были раскрыты более детально с целью более точного и дифференцированного
определения уровня развития базовых учебных действий каждого обучающегося.
1. Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию
индивидуально с педагогом (специалистом):
- обеспечение состояния психологического комфорта ребёнка во время
взаимодействия;
- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с педагогом, специалистом (как
предметно-практической, игровой деятельности, так и тактильного, телесного
взаимодействия (техники базальной стимуляции);
- принятие ребёнком физической помощи и подсказки со стороны педагога,
специалиста.
2. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- обеспечение состояния психологического комфорта ребёнка во время нахождения
в группе;
- принятие ситуации нахождения в классе (группе) на уроке (занятии) в соответствии
с правилами поведения (соблюдение тишины, сохранение правильной позы в соответствии
с выполняемым действием, ожидание своей очереди);
- принятие ребёнком ситуации взаимодействия с одноклассниками (не уклоняется,
когда к нему подходят дети, сам подходит к детям с целью взаимодействия, проявляет
симпатию или антипатию к конкретным детям, принимает помощь от одноклассников,
других детей);
3. Формирование учебного поведения:
 концентрация
на
сохранных
анализаторных
ощущениях
(демонстрирует зрительные и слуховые ориентировочно-поисковые реакции,
прислушивается, фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого или на демонстрируемом
предмете, находящемся в поле зрения, прислушивается и концентрируется на тактильных,
вестибулярных ощущениях);
 понимание ситуации нахождения на уроке (занятии);
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога:
1.
методом «рука в руке»/«рука под рукой»,
2.
при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть
задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно),

4

3.
после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить задание, легко
похлопывая или направляя его),
4.
по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания),
5.
по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминания и
сигналы по мере необходимости),
6.
самостоятельно (помощь взрослых не требуется).

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
4. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
5. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач
происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на
специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
6.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Окружающий социальный мир
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об
окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету
«Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и
человека.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год,
с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Планируемые результаты освоения программы
1.
Игры с природными материалами как средство накопления и расширения
сенсорного опыта:
 Умение выполнять обследовательские действия с природным материалом:
песок, вода, камни и др. доступным способом.
2.
Игры с природными материалами как средство развития ручных умений:
 Умения совершать доступные практические действия с природным
материалом: ощупывание, использование различных видов захвата,
удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.
3.
Создание полисенсорного образа природного объекта:
 Умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные
объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и
др.), узнавать природный объект.
4.Восприятие внимания к себе:
 Принимает ситуацию происходящего с ним/воспринимает целенаправленное
воздействие взрослого относительно себя
 Воспринимает/принимает присутствие рядом с собой других людей
(значимого взрослого, партнёров, группы) через повседневную деятельность.
 Принимает/воспринимает обращение через тактильные, зрительные,
слуховые раздражители.
5.Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание:
 Доступным способом отвечает на присутствие другого человека

5

(поворачивает лицо, отворачивается и т.д.).
 Умеет доступным способом согласиться на контакт и отказаться от контакта.
 Устанавливает контакт доступным способом.
 Умеет поддерживать контакт доступным способом.
6.Сообщение:
 Прислушивается к происходящему вокруг него;
 Понимает, что поступает какое-то сообщение;
 Поворачивается к говорящему/транслирующему сообщение (смотрит в
сторону говорящего);
 Слушает/воспринимает сообщение.
 Доступным способом выражает согласие/несогласие, просит предмет, просит
помощи, комментирует происходящее.
7. Общение с другими людьми:
 Принимает ситуацию побуждения другим к чему-либо (игра, занятие);
 Прислушивается/слушает другого человека;
 Самостоятельно инициирует доступным способом общение с другим
человеком;
 Умеет пользование игрушками совместно с другими детьми;
 Принимает участие доступным способом в совместной игре с другими
людьми;
 Способен высказывать свои желания доступным способом;
 Способен возразить доступным способом;
 Может отстаивать свои желания;
 Способен действовать в конфликтной ситуации доступным способом.
8.Отношения со взрослыми вне родительского дома:
 Принимает ситуацию разлуки с родителями/близкими взрослыми во время
посещения школы;
 Признаёт учителя релевантным взрослым;
 Умеет делить внимание релевантного взрослого с другими детьми (может
непродолжительное время заниматься чем-то сам, без взрослого);
 Умеет занимать себя, играть самостоятельно.
9.Установление отношений с другими детьми:
 Принимает ситуацию нахождения с другими детьми в одном пространстве;
 По мере индивидуальных возможностей принимает участие в совместных
действиях, игре.
Содержание программы
Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько
разделов:
Сезонные изменения в природе
-сезонные изменения в неживой природе;
-растения и животные в разное время года;
-одежда людей, игры детей в разное время года.
Неживая природа
Живая природа
-растения;
-животные;
Итоги освоения отраженных в СИПР задач и анализ результатов обучения
позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребенка, оценить
динамику развития его жизненных компетенций. Для оценки результатов развития
жизненных компетенций ребенка применяется метод экспертной группы (на

6

междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех участников
образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка
в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка,
динамика развития его личности.

Альтернативная коммуникация
Ребенок с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью,
становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним.
Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных
средств коммуникации.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи
(если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).
Общение пронизывает, объединяет и обуславливает три основополагающих вида
деятельности человека: познание, учение и труд. Однако навык общения не является
врожденным, поэтому овладеть им и достичь определенных успехов можно только через
специально организованный процесс обучения.
Общение предполагает как передачу информации, так и передачу эмоциональных
состояний. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает
вербальную или словесную форму. Однако для детей с тяжелыми множественными
нарушениями развития подобное обучение должно начинаться с самых элементарных
форм, в том числе с доречевой коммуникации, а также должно предполагать
целенаправленное обучение альтернативным формам невербальной коммуникации.
Основными направлениями коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством
коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Цель курса – формирование коммуникативных навыков с использованием
предметных, пиктографических и мануальных символов, а так же сигналов тела, средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
В рамках данного коррекционного курса целесообразно выделить следующие
задачи:
1.
учить аккумулировать и актуализировать доречевой и речевой опыт;
2.
формировать и развивать речевое внимание;
3.
учить пользоваться мануальными и графическими символами;
4.
формировать и развивать умение выражать потребности,
предпочтения, желания при помощи мануальных и графических символов;
5.
способствовать созданию условий для формирования и развития
эмоционально-личностной активности ученика.
Данный коррекционный курс является междисциплинарным, связывающим между
собой другие предметные области и коррекционные курсы, обучение по которым проходит
на основе речевой организации педагогического процесса.
Планируемые результаты
Данный предмет направлен на:
-формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
-развитие способностей использовать доступные вербальные и невербальные
средства общения (мимика, жест, графические изображения);
-формирование умения понимать обращенную речь и смысл доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий), жестов;

7

-формирование умений употреблять отдельные звуки, звукоподражания для
привлечения к себе внимания, выражения согласия-несогласия и др.;
-формирование умения понимать простые слова (мама, папа, дядя и др.)
- формирование умения понимать слова, обозначающие действия
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Ожидаемые личностные результаты
В результате реализации специальной индивидуальной программы развития
учащаяся получит возможность научиться:
-осознавать свое «Я»;
-адекватно принимать окружающий и социальный мир;
-овладеть элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками
адаптации в социуме;
- сотрудничать со взрослыми;
-доброжелательно относиться к окружающим;
- сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.
Ожидаемые предметные результаты
- установление зрительного контакта с собеседником; установление
контакта с собеседником;
- реагирование на собственное имя;
- приветствие собеседника звуком, мимикой или жестом;
- привлечение к себе внимания звуком, звучащим предметом, жестом, предметным
символом либо графическим изображением;
- обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком, действием;
-выражение согласия (несогласия) звуком, мимикой, жестом;
- прощание с собеседником звуком, жестом;
- указание взглядом, жестом на объект при выражении своих желаний;
- понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.;
- понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека.
Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех
систем и функций органов человека. Дети с ТМНР отличаются не только крайне
замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического
статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием
двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и
напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки,
сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры
конечностей. Развитие двигательных умений у обучающихся с нарушениями ОДА
тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний.
Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, преобладающие в
структуре нарушений при тяжёлой и глубокой умственно отсталости, усугубляют
восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное
овладение движениями и их синхронизацию.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с тяжелыми
формами психического недоразвития выдвигают определенные требования к организации
учебной среды и междисциплинарному взаимодействию специалистов.
Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов овладения
навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть соблюдающего принцип

8

включенности и возможной самостоятельности в совместных действиях) сопровождения и
перемещения ребенка в пространстве.
Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими
коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности
учащегося.
Целью занятий является обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и
развитие способности к движению через целенаправленное обучение и тренировку
функциональных двигательных навыков.
Задачи:
- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
- стимуляция появления новых движений;
- обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для
использования в повседневной жизни;
- мотивация двигательной активности;
- развитие моторной ловкости;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование ориентировки в пространстве;
Планированные результаты освоения программы

Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные,
эмоциональные и другие реакции в ответ тактильное, кинестетическое, зрительное,
слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие;

Умение координировать работу различных анализаторов (зрительномоторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация);

Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков;

Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с
игрушкой;

Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на
объект и полученным эффектом;

Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями
крупной моторики;

Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей и связанные с ними
повторяющиеся ситуации;

Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию
в схеме тела;

Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;

Умение осуществлять доступным способом практическое исследование
объектов;

Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению.
Содержание курса «Сенсорное развитие»
Раздел 1. Предпосылки восприятия.
Цель – учить замечать раздражители, создавать условия для элементарного
восприятия через базальную стимуляцию (вестибулярную, вибрационную, соматическую),
через базальную активизацию, через пассивные обучающие упражнения.
1.1. Восприятие тактильных раздражителей.
Цель – способствовать восприятию тактильных раздражителей (осязание (рукой и
ртом), температура, давление, боль)

9

Содержание:
Восприятие нажимания, давления рукой;
Восприятие прикосновений рукой (массирование, поглаживание, похлопывание);
Восприятие прикосновения варежкой из микрофибры, губкой, массажной
перчаткой, полотенцем;
Восприятие прикосновения материалами, различными по:
- температуре (холодный, теплый),
- фактуре (гладкий, колючий, шероховатый и др.),
- материалу (дерево, металл, бумага и др.),
- вязкости (пена для бритья, крупа, вода, крем и др.).
Восприятие вибрации;
Осязание рукой и ртом;
Тактильная стимуляция ладони.
1.2.Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей.
Цель – способствовать восприятию вестибулярных и кинестетических
раздражителей и умению реагировать на них.
Содержание:
Соприкосновение с различными видами поверхностей;
Придание телу различных положений;
Пассивные движения отдельных частей тела;
Изменение положения тела в процессе двигательного действия (перевороты, качание
в гамаке);
Смена покоя и движения.
1.3. Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей.
Цель – учить замечать вкусовые и обонятельные раздражители.
Содержание:
Восприятие вкусовых раздражителей:
- побуждение пробовать на вкус;
- восприятие противоположных вкусовых раздражителей;
- выявление предпочтений и нелюбимых вкусов;
- выбор понравившегося вкуса.
Восприятие обонятельных раздражителей:
- обучение дыханию через нос, вдыхая сильные запахи (например, пахучего мыла…)
- выявление предпочтений.
1.4. Восприятие акустических раздражителей.
Цель – учить замечать акустические раздражители.
Содержание:
Восприятие звуков вблизи;
Восприятие ребёнком своих собственных звуков, записанных на диктофон;
Восприятие звучания погремушки, колокольчика, музыкальных игрушек;
Восприятие высоких/низких звуков;
Восприятие громких/тихих звуков;
Восприятие шумов, которые приближаются или удаляются.
1.5. Восприятие и фиксация визуальных раздражителей.
Цель – способствовать восприятию визуальных раздражителей и обучать зрительной
фиксации на них.
Содержание:
Привлечение внимания к визуальным раздражителям;
Выделение визуальных раздражителей из фона;
Восприятие близко расположенных объектов:
- неподвижного предмета,
- светящегося раздражителя,

10

- цветового раздражителя (контрастный, яркий),
- лица человека.
Восприятие близко расположенного движущегося лица человека;
Восприятие близко расположенного движущегося предмета.
Раздел 2. Реагирование на раздражители.
Цель – учить реагировать на различные раздражители.
2.1. Рефлекторное реагирование.
Цель – способствовать демонстрации врожденных рефлексов (сосание, глотание) и
сосредоточению в ответ на интенсивную стимуляцию.
Содержание:
Стимуляция глотательных и сосательных движений;
Двигательные реакции в ответ на тактильные раздражители;
Двигательные реакции в ответ на вестибулярные/кинестетические раздражители;
Двигательные реакции в ответ на вкусовые и обонятельные раздражители;
Двигательные реакции в ответ на акустические раздражители;
Двигательные реакции в ответ на зрительные раздражители.
2.2. Выражение согласия/несогласия.
Цель – учить показывать согласие/отрицание в ответ на стимуляцию.
Содержание:
Эмоциональные реакции в ответ на тактильные раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на вестибулярные/кинестетические раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на вкусовые и обонятельные раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на акустические раздражители;
Эмоциональные реакции в ответ на зрительные раздражители;
Вербальная/альтернативная
коммуникация
как
способ
выражения
согласия/несогласия.
2.3. Выражение ощущений.
Цель – учить ребенка выражать свои ощущения.
Содержание:
Выражение ребенком своих ощущений с помощью напряжения;
Вербальная/альтернативная коммуникация как способ выражения ощущений.
2.4. Выражение предпочтений.
Цель – способствовать выражению предпочтений, стимулировать ученика к
выражению желания повтора действия, ситуации.
Содержание:
Выявление предпочитаемой стимуляции;
Стимулирование показа желания повторить предпочитаемую стимуляцию («стопигра»);
Показ желания повторить предпочитаемую стимуляцию;
Обогащение предпочитаемой стимуляции дополнительными факторами.
2.5. Закрепление реакции на известный раздражитель.
Цель – учить схожим образом/одинаково реагировать на известные раздражители.
Содержание:
Узнавание тактильного раздражителя;
Узнавание вестибулярного/кинестетического раздражителя;
Узнавание обонятельного и вкусового раздражителям;
Узнавание акустического раздражителя;
Узнавание зрительного раздражителя.
2.6. Узнавание известного материала в новом виде.
Цель – учить узнавать известный материал в новом виде.
Содержание:
Узнавание материала на дальнем расстоянии;

11

Узнавание материала при его новом расположении в пространстве;
Добавление нового в структуру материала (например, в контейнер с песком
добавлены игрушки);
Знакомые действия с новым материалом, похожим на уже известный.
Раздел 3. Взаимодействие между органами чувств.
Цель – вырабатывать взаимодействие между органами чувств.
3.1. Связь прикосновения с хватанием.
Цель – формировать связь прикосновения с хватанием.
Содержание:
Пассивные движения руками в воде, горохе и т.д.;
Вкладывание объектов в руку ребенка и смыкание руки вокруг предмета;
Ссыпание различных материалов (песок, горох и т.п.) на руку ребёнка;
Движение игрушки (погремушка, звенящий мячик, колокольчик и т.п.) рукой
ребёнка.
3.2. Акустически-моторная координация.
Цель – развивать акустически-моторную координацию.
Содержание:
Поворот головы в сторону источника звука;
Поиск источника звука;
Извлечение звука из игрушки (погремушка, гремящая банка, колокольчик и т.д.).
3.3. Зрительно-моторная координация.
Цель – развивать зрительно-моторную координацию.
Содержание:
Привлечение внимания ребенка к своим рукам;
Пассивное дотягивание до игрушки;
Совместное со взрослым дотягивание до игрушки;
Переход от пассивного к активному дотягиванию до игрушки;
3.4. Зрительно-акустически-моторная координация.
Цель – развивать зрительно-акустически-моторную координацию.
Содержание:
Совместные с педагогом действия с музыкальными игрушками (стучать в барабан,
играть на пианино, играть с бубенчиками);
Самостоятельные действия с простыми музыкальными игрушками;
Раздел 4. Повторение воздействия раздражителей.
Цель – учить повторять воздействие раздражителей.
4.1. Подражание собственным звукам и движениям.
Цель – учить подражать собственным звукам и движениям.
Содержание:
Повторения взрослым звуков ребенка, стимуляция их повторного произнесения;
Повторение взрослым движений ребенка, стимуляция их повторения.
4.2. Повторение действий с объектом.
Цель – учить повторять различные действия с объектами.
Содержание:
Повторение взрослым движений ребенка с предметом, стимуляция их повторения;
Повторение движений перед зеркалом (мимических, движений тела).
Раздел 5. Ожидание и создание раздражителей.
Цель – учить ожидать и создавать раздражители.
5.1. Поисковое поведение.
Цель – развивать поисковое поведение.
Содержание:
Игра со взрослым, когда ребенок или взрослый прячется под платком (игра «Ку-ку»);

12

Поиск спрятанных предметов (постепенно увеличивается время между прятаньем и
поиском, количество предметов, вводится распознавание предметов).
5.2. Умение ожидать.
Цель – вырабатывать поведение ожидания.
Содержание:
Связь игры с сигналом;
Связь игры с символом;
Приготовление к игре;
Понимание места игры в структуре занятия.
5.3. Установление причинно-следственных связей.
Цель – учить ребенка действовать, чтобы на что-то повлиять.
Содержание:
Воздействие на объекты и обнаружение взаимосвязи между собственными
действиями и эффектом (толкать, бросать, нажимать на кнопку, сминать, открывать и т.д.)
– совместное со взрослым и самостоятельное;
Исследование объектов, свойств объектов.
Раздел 6. Зрительный контроль.
Цель – учить контролировать действия глазами.
6.1. Зрительный контроль за действиями.
Цель – учить направлять движения обеих рук глазами.
Содержание:
Зрительный контроль за действиями рук в деятельности (наполнение стаканчика,
нанизывание цепочки и т.д.).
6.2. Зрительный контроль движений крупной моторики.
Цель – учить направлять глазами движения крупной моторики.
Содержание:
Видение и оценка препятствий;
Видение и оценка границ;
Видение и оценка отверстий.
Раздел 7. Узнавание людей, предметов и ситуаций.
Цель – учить узнавать людей, предметы и ситуации.
Содержание:
Узнавание человека, предмета, ситуации с помощью всех анализаторных систем.
7.1. Узнавание людей.
Цель – учить узнавать знакомых людей, различать знакомых и незнакомых людей.
Содержание:
Знание своего имени, отклик на имя;
Знание имен других детей (сестер).
Раздел 8. Узнавание изображенного объекта.
Цель – учить узнавать людей, предметы и ситуации на изображении.
8.1. Восприятие отражения в зеркале.
Цель – учить узнавать людей, отражённых в зеркале.
Содержание:
Узнавание себя в зеркале;
Узнавание в зеркале себя и другого человека.
Раздел 9. Связь восприятия и речи.
Цель – учить связывать восприятие с речью.
9.1. Активизация восприятия речью.
Цель – учить активизировать восприятие с помощью вербальных средств.
Содержание:
Сопровождающая речь учителя («Ах, как вкусно!»);
Стимулирующая речь учителя («Смотри, какая кукла»);

13

Направляющая речь учителя («Горячо»).
9.2. Активная речь.
Цель – учить выражать восприятие словами.
Содержание:
Связывание звукокомплексов, которые произносит ребенок, с ситуациями,
объектами.
Раздел 10. Восприятие формы, цвета, величины.
Цель – учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.
10.1. Восприятие формы.
Цель – учить воспринимать объекты разной формы.
Содержание:
Восприятие формы в игре («мяч в руке»);
Раздел 11. Улучшение качества восприятия.
Цель – улучшать и дифференцировать восприятие.
11.1. Объем восприятия.
Цель – увеличение объема восприятия.
11.2. Точность восприятия.
Цель – развитие точности восприятия.
11.3. Скорость восприятия.
Цель – увеличение скорости восприятия.
11.4. Длительность восприятия.
Цель – увеличение длительности восприятия.
Раздел 12. Управление восприятием.
Цель – учить управлять восприятием.
12.1. Знание своих потребностей.
Цель – учить понимать и выражать свои потребности.
12.2. Выбор раздражителей.
Цель – учить выбирать раздражители.
12.3. Предпочтения.
Цель – учить вырабатывать склонности.
12.4. Влияние на восприятие на основе причинно-следственных связей.
Цель – учить совершать действия с целью повлиять на собственное восприятие
(например, включить свет, если темно).
Содержание курса «Предметно-практические действия»
Действия с материалами
Пропедевтический уровень. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага,
бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками
(одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками,
направляя руки в разные стороны. Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху
вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная
масса) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы)
двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами.
Пропедевтический уровень Захватывание, удержание, отпускание предмета
(шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук
(бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на
колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. Умение
ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). Притягивание предмета к себе
(игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью
(пальцем). Застегивание/расстегивание липучек. Сжимание предмета (звучащие игрушки
из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой). Вынимание

14

предметов из емкости (корзины, коробки). Складывание предметов в емкость (корзины,
коробки). Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в
отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
Результаты освоения программы.
Действия с материалами.
Пропедевтический уровень.
- умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,
цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой;
- умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками,
направляя руки в разные стороны;
- умеет размазывать материал (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по
кругу);
- умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя
руками;
- умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками;
- умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).

Действия с предметами
Пропедевтический уровень.
- умеет захватывать и удержать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки,
шишки и др.);
- умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой
и др.);
- умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.);
- умеет катать валик двумя и одной руками;
- умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины);
- умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
- умеет нажимать на кнопки, коммуникатор всей кистью или пальцем;
- умеет застегивать и расстегивать липучки;
- умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки,
губки и др.) двумя руками (одной рукой);
- умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки);
- умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки);
- умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;
- умеет вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов
заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо
учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения
осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по
итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет
действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи
с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные
личностные результаты.

15

6.3. Нравственное развитие
Возможные предметные результаты
- адекватная реакция на прикосновения
человека, соприкосновение с материалами,
различными по температуре, фактуре,
вязкости - адекватная реакция на изменение
положения тела, вибрацию - локализация
звука, прослеживание за перемещением
предмета - выполнение манипуляций с
предметами, целенаправленных действий с
предметами и материалами
- адекватная реакция на прикосновения
человека, соприкосновение с материалами,
различными по температуре, фактуре,
вязкости - адекватная реакция на изменение
положения тела, вибрацию - выполнение
манипуляций с предметами - выполнение
целенаправленных действий с предметами
(мяч, модуль, гимнастическая палка, мелкие
предметы и др.); - выполнение движений
головой, руками, пальцами рук, ногами изменение положения тела (повороты,
наклоны, перевороты) - умение удерживать
равновесие при разных положениях тела ползание на четвереньках, перелезание,
лазание

Возможные личностные результаты
- обогащение опыта эмоциональночувственного восприятия окружающей
действительности - развитие зрительного и
других видов восприятия, внимания получение удовольствия от сенсорных
ощущений - развитие интереса к
взаимодействию с окружающими - умение
взаимодействовать с взрослым в процессе
совместной деятельности
- обогащение опыта восприятия
окружающего мира - развитие интереса к
взаимодействию с окружающими - умение
взаимодействовать с взрослым,
выполняющим стимуляцию - развитие
мелкой и общей моторики - уверенность в
своих движениях, передвижении - развитие
ловкости, координации движений

7. Специалисты, участвующие в реализацииСИПР – учитель начальных классов,
Программа сотрудничества с семьей
Реализация федерального государственного стандарта образования для
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития,
предполагается активное участие родителей (законных представителей) в образовательном
процессе, а именно: участие «…родителей (законных представителей) в разработке
адаптированной основной общеобразовательной программы, проектировании и развитии
социальной среды организации, а также в формировании и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность». Очевидно, что полноценное
участие родителей (лиц, их заменяющих) в образовании своих детей, формулирование ими
адекватных запросов к образовательному учреждению возможно только при условии
достаточной компетентности родителей, т.е. при наличии у них знаний об особенностях
развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР,
о возможных образовательных целях и задачах, о современных методиках, методах и
приемах обучения, позволяющих реализовывать обучение «особого» ребенка, а также
поддерживать сформированные ранее навыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития предполагает
проведение образовательным учреждением специальной работы по повышению психолого-

16

педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с
семьей. В рамках данной программы решаются следующие задачи:
 психологическая поддержка семьи;
 повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об
особенностях развития и специфических образовательных потребностях
ребенка;
 обеспечение участия семьи в разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития (СИПР);
 обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте постоянного
проживания) и в образовательной организации;
 организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации
СИПР и результатах ее освоения;
 организация участия родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных
мероприятиях.
Психологическая поддержка семьи. Зачастую родители долго не могут смириться
с тем, что их ребенок не такой как все, переживают рождение ребенка с нарушениями как
потерю здорового ребенка. Нередко семья оказывается в ситуации социальной изоляции,
рвутся привычные связи с друзьями, родственниками. Таким образом, психологическая
поддержка семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой для
дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка семьи
осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для родителей, организации
родительского клуба, при индивидуальном консультировании.
Повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих)об особенностях
развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Повышение
осведомленности родителей (лиц, их заменяющих), т.е. непосредственное информирование
родителей (лиц, их заменяющих), передача им знаний в удобной для восприятия форме и
необходимом объеме возможно на тематических семинарах, организованных в
образовательном учреждении, а также в ходе индивидуального консультирования
родителей (лиц, их заменяющих). Достаточно информативным является посещение
родителями (лицами, их заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр
видеозаписей этих занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках
работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и обсудить
собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями развития, узнать о том,
как другие родители справляются с похожими ситуациями, что способствует повышению
их родительской компетентности.
Как уже отмечалось выше, повышение осведомленности родителей (лиц, их
заменяющих), т.е. повышение компетентности позволяет им полноценно и активно
участвовать в разработке и реализации специальной индивидуальной
образовательной программы. Участие родителей (лиц, их заменяющих) в разработке
СИПР обеспечивается договором о сотрудничестве между родителями (законными
представителями, лицами, заменяющими родителей) и образовательной организацией. При
этом педагоги, специалисты в ходе индивидуальных консультаций, бесед убеждают
родителей (лиц, их заменяющих) в необходимости их участия в разработке СИПР в
интересах ребенка.
Реализация СИПР предполагает наличие единых требований к ребенку в семье
(месте постоянного проживания) и образовательной организации. Единые требования
дома и в школе обеспечивают успешность обучения ребенка формируемым навыкам,
успешность генерализации и поддержания уже сформированных навыков. Обеспечение
единства требований к ребенку становится возможным при организации психологопедагогического сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) специалистами
образовательного учреждения, в ходе посещения родителями (лицами, их заменяющими)
открытых уроков и занятий, в ходе домашнего визитирования.

17

Регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и
результатах ее освоения также очень важен для успешного обучения ребенка с особыми
образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в зависимости от
обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним и взаимодействует (родитель
или учитель). Обмен информацией о ребенке между родителями (лицами, их
заменяющими) и педагогами важен и для выяснения причин проблемного поведения, и для
коррекции поведения ребенка. Родители (лица, их заменяющие) и педагоги могут делиться
информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, путем ведения дневника
наблюдений, используя электронные средства (электронная почта и т.п.)
Участие родителей (лиц, их заменяющих)во внеурочных мероприятиях также
способствует повышению их родительской компетентности, т.к. позволяет увидеть своего
ребенка с непривычной, неожиданной стороны, больше узнать о его возможностях. Также
организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей (лиц, их
заменяющих) позволяют преодолеть социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с
особенностями развития, провоцируют родителей (лиц, их заменяющих) больше общаться
друг с другом, устанавливать и поддерживать контакты.
Планируемые результаты реализации программы сотрудничества с семьей
В процессе работы по программе сотрудничества с семьей учащегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР предполагаются следующие
личностные результаты у родителей (лиц, их заменяющих):
 принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его
особенностей развития и восприятия окружающего мира;
 повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об
особенностях развития и специфических образовательных потребностях
ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с
ТМНР;
 повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) о структуре и
наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
 понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых
требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в
образовательной организации;
 повышение активности родителей (лиц, их заменяющих) в отношениях с
образовательной организацией:
- повышение общей заинтересованности родителей (лиц, их заменяющих) в
общешкольной жизни ребенка как участника образовательного процесса;
- принятие на себя доли ответственности за результативность обучения ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР;
- активное участие родителей (лиц, их заменяющих) в разработке и реализации АООП
и СИПР;
- активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем,
воспитателем, специалистами;
- активное участие в разработке, планировании и проведении мероприятий по
внеурочной деятельности.
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
- Кресло-коляска, вертикализатор-фиксатор
- Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов,
различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы
аромобаночек, вибромассажер.
- Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания
положения лежа; гимнастический мяч большого диаметра, коврики.

18

- Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал
(каштаны, желуди, шишки).
- Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные
инструменты (бубенцы, яйца).
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные
обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие
действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)
2. Активное участие
действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- полностью самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использования с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельного использования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».